Автор Тема: Мирный атом и космос  (Прочитано 3660 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8336
  • Карма: +36/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Мирный атом и космос
« : 29 Июня 2015, 00:27:57 »
Вот опять попалась статья интересная про историю атомной отрасли

Космические ядерные реакторы

История развития космической ядерной энергетики необычна и нестандартна на фоне других направлений развития ядерных технологий. С самого первого дня космической эры ядерная энергия рассматривалась, как безальтернативный вариант для долговременных и энергоемких космических операций: лунных баз, межпланетных полетов, гигантских геостационарных платформ для связи, как единственный источник энергии в дальнем космосе. В силу абсолютной убежденности в том, что все это будет реализовано еще в 20 веке, в США и СССР стартовали обширные программы разработки ядерных энергоустановок (ЯЭУ) для обеспечения энергией космических аппаратов.

Однако, несмотря на десятилетия усилий, практический результат разработок весьма ограничен - один полет опытной установки в США, несколько опытных в СССР и, единственная в своем роде, серия 30+ запусков космических радаров УС-А, с электропитанием от ЯЭУ “БЭС-6 Бук”.

Почему результат оказался несоизмерим с замахом, какие технические решения применялись и планировались в космических ЯЭУ - об этом подробнее сегодня.
Космические условия работы требуют множества специфических решений от разработчиков ядерных реакторов. Основные отличия от земного базирования заключаются в следующих эффектах:
0. Для космического применения наиболее важным является вес. Весовая культура определяет множество других решений. Например защита от излучения реактора делается секторно, в сторону полезной нагрузки.
1. Невесомость приводит к отсутствию конвективного теплообмена в жидких и газообразных теплоносителях. Из-за этого резко усложняется теплосъем и борьба с локальными перегревами АЗ
2. Сброс паразитного тепла ЯЭУ возможен только через излучение радиаторами-холодильниками (РХ). Приемлемые массы РХ получаются, если их рабочая температура составляет хотя бы 500К (230 С), а лучше 800К.
3. Жесткие энергомассовые характеристики вкупе с предыдущим пунктом заставляют использовать довольно экзотические теплоносители - гелий, СО2 или легкие металлы - литий, калий, натрий.
4. От космических ядерных реакторов требуется очень долговременная работа без перегрузок ядерного топлива, ну и разумеется максимальная надежность все это время.
Все в месте, такие требования сильно осложнали жизнь разработчиков ЯЭУ, удорожали и усложняли их применение. Получались системы, весьма далекие от своих наземных собратьев, а требования по массе и надежности приводили к необходимости очень длительной проработки этой экзотики.
Первыми из инженерных пеленок вышли крайне примитивные варианты - использовать тепло радиоактивного распада (не цепной реакции!), например изотопа стронция Sr90 (один из основных продуктов “горения” U235 в реакторе) или Pu238 и простой термоэлектрический преобразователь (представляющий собой фактически германиевый или кремниевый диод). КПД такой “установки” был всего ~1%, но она была проста, не имела движущихся частей и позволяла снабжать электричеством космический аппарат долгие годы. Первым спутником с РИТЭГ (радиоизотопный термоэлектрический генератор) стал запущенный в июне 1961 года  американский Transit 4A (навигационный спутник для флота), несший на борту РИТЭГ SNAP-3 мощностью всего 2,5 ватта и весом 2,5 килограмма.


Первый в истории ядерный источник энергии в космосе.

РИТЭГи образовали отдельную ветку источников питания, и активно применялись (и применяются) на космических аппаратах и на земле (например в автономных метеокомплексах). Их преимуществом является долгая работа (так, РИТЭГи АМС Вояджер-1,2  потеряли за почти 40 лет работы всего 40% начальной мощности, причем часть этой потери приходится на деградацию термоэлектрического генератора, а не на распад плутония) и простота конструкции, а недостатками - невысокая удельная  и абсолютная мощность, не больше пары электрических киловатт, гораздо бОльшее количество активности на килограмм массы при выводе и дороговизна - плутоний 238 (именно 238, а не 239 - он является мощным альфа-эммитером с удобным периодом полураспада) стоит порядка нескольких миллионов долларов за килограмм (и дает 560 ватт с каждого килограмма).

Более современные РИТЭГ, применявшийся на Кассини и Новых Горизонтах.

И 2 такой же РИТЭГ живьем.
Однако вернемся к космическим реакторам. Параллельно с нечетными (РИТЭГ) SNAP, развивалась ветка и четных - ядерных реакторов. Программа началась в 1958 году, прошла несколько прототипов, а единственным летным реактором стал SNAP-10A, запущенный 3 апреля 1965 года. Активная зона этого реактора была набрана из 37 экзотических твэлов со смесью металлического U235 93% обогащения и гидрида циркония (замедлитель!) и охлаждения сплавом NaK.

Запасной экземпляр реактора SNAP-10A. Слева электромагнитный насос (с белыми радиаторами), правее сам реактор. Видны поворотные бериллиевые отражатели (эдакие лопасти), которые регулируют мощность реактора.
Реактор работал на тепловых нейтронах и имел мощность в 40 киловатт. Эта мощность подогревала жидкометаллический теплоноситель с 475С до 540С, тепло сбрасывалось через полупроводниковый преобразователь, который вырабатывал до 550 ватт электрической энергии. Управление этим реактором (как и всеми остальными, кстати) осуществлялось путем открытия “жалюзей” в отражателе нейтронов - таким образом регулировалась утечка нейтронов из активной зоны, а значит и скорость цепной реакции. Вес ЯЭУ составлял 450 килограмм, вес топлива  ~40 килограмм. Реактор проработал в космосе 43 дня, и был потерян из-за электрических проблем в спутнике-носителе.

Сборка спутника SNAPshot, на котором проводились космические испытания реактора SNAP-10A

SNAP-10A стал первым и последним космическим реактором США, хотя проектов и наземных опытных установок различные группы в США наплодили очень немало, и продолжают разрабатывать их сейчас.

Термоэлектрический генератор SNAP-10A. Такой принцип надолго станет основным для ядерных космических источников энергии.

Однако основной практический опыт принадлежит СССР, который начал разработку космических ЯЭУ чуть позже США, а первой наземной экспериментальной установкой стал БР “Ромашка”, запущенный в августе 1964 года. Его создателем стал Курчатовский институт. Так же, как и SNAP это была довольно экзотическая конструкция - быстрый реактор с твэлами из карбида урана, нагретыми до 1600 С на поверхности и до 1800 внутри (что определило использование карбида) и с отдачей энергии радиативно бериллиевому отражателю. Активная зона реактора была вакуумирована (и потом проводились эксперименты с работой в атмосфере гелия), принудительной прокачки теплоносителя не производилось. Как и у американского конкурента тепловая мощность “Ромашки” была 40 киловатт, а электрическая -~450, топливом служил оружейный уран, а управление осуществлялось через регулирование утечки нейтронов.

Реактор "Ромашка"

Однако СССР пошел дальше. Необходимость отслеживать авианосцы США привела к созданию орбитальных радиолокаторов системы “Легенда”. Для лучшей энергетики размещать их надо было на низкой орбите, и в начале 60х ЯЭУ для обеспечения электроэнергией радиолокатора казалось хорошей альтернативой СБ — в 1961 3 киловатта СБ и аккумуляторов были не дешевле, да и аэродинамическое торможение “лопухами” ограничивало время жизни спутника парой месяцев. Так была создана самая массовая космическая ЯЭУ БЭС-5 или “Бук”

Макет спутника радиолокационной разведки УС-А. Реактор - по некоторым данным темный элемент слева либо металлический горизонтальный цилиндр в центре.

Идеология создания “Бука” была направленная на как можно большее упрощение ЯЭУ, продолжая линию “Ромашки”. Быстрый реактор с твэлами из сплава металлического урана и циркония общей массой 35 кг с бериллиевым отражателем. Тепловая мощность ~100 киловатт отводилась из реактора натрий-калиевой эвтектикой (как у SNAP-10A) при выходной температуре в 720 градусов и преобразовывалась полупроводниковым ТЭГ в 2,8 киловатта электроэнергии, питавшей радиолокатор. Реактор управлялся подвижными элементами отражателя, а кроме того имел канал для ввода поглощающего стержня для глушения реактора.

Еще один макет БЭС-5 БУК, на котором мало что можно разглядеть. :)
В период 1963-1969 гг. была проведена отработка жидкометаллического контура, прошли испытания безреакторных БЭС-5 с имитатором термоэлектрического генератора, а затем с действующим ТЭГ. Первая эксплуатационная ЯЭУ “Бук” с серийным № 31 была установлена на ИСЗ “Космос-367”, запущенном 3 октября 1970 г. Она проработала всего 110 минут, после чего реактор экстренно увели на орбиту “захоронения” по причине “заброса” температуры первого контура выше предельно допустимой, вызванной расплавлением АЗ реактора.
Доработки, проведенные на «Красной Звезде», позволили продолжить летные испытания системы, которые заняли, в общей сложности, почти пять лет. В 1971-1972 гг. на орбиту были выведены три КА с Бук: “Космос-402”, ”Космос-469” и ”Космос-516” . Их полеты прошли без существенных замечаний, что позволяло в кратчайшие сроки ввести систему радиолокационной разведки в ограниченную эксплуатацию.

Последний запуск отечественного КА с бортовой ЯЭУ состоялся 14 марта 1988 года. На спутнике “Космос-1932” (18957 / 1988 019А) была установлена доработанная установка с 6-месячным сроком функционирования и электрической мощностью в конце ресурса 2400 Вт. И хотя полет прошел нормально, от эксплуатации аппаратов с ЯЭУ было решено отказаться.
Основной причиной этого стало давление со стороны США и международных организаций, требовавших от Советского Союза “прекратить загрязнение космоса”. Но немаловажным фактором стали и сравнительно низкие технические характеристики ЯЭУ.

Западная реконструкция УС-А
За все годы запусков в нашей стране КА с ЯЭУ БЭС-5 на орбиту было отправлено 32 установки. Одна из них не долетела до космоса, две возвратились назад, а остальные до сего дня продолжают пребывать на высоте 700-800 км от Земли. Штатно отработали свое 20 аппаратов, а среди аварийных случилась и довольно известное падение остатков реактора КА Космос-954 на территории Канады в январе 1978 года, что привело к международному скандалу. Как и в случае подводных лодок пр.705 сложность новой техники, вкупе с невозможностью что-то поправить на орбите дала привели к неоднозначному результату.

Параллельно с с доводкой БЭС-5 “Бук” в СССР начали развиваться и другие направления ЯЭУ. Прежде всего это было направление повышения КПД путем замены вездесущих термоэлектрических генераторов на термоэмиссионные. Эту разработку вели обнинский ФЭИ (“Топаз-1”) и Курчатовский институт (“Топаз-2”).

Макет ЯЭУ "Топаз-1" Хорошо видны барабаны в отражатели, поворотом которых регулируется мощность и


Принцип термоэмисионных генераторов заключается в утилизации тепловой энергии через эмиссию электронов с нагретого катода на анод - ровно как это происходит в электронных лампах, только катод предлагается нагревать ядерным реактором. Термоэмиссия имеет преимущество в виде более высокой рабочей температуры системы (т.е. меньшего веса радиаторов-холодильников), а из недостатков - более сложные твэлы и более напряженный реактор. Конструктивно реактор выполнялся следующим образом - капсула из оксида 90% U235 в молибденовой оболочке работала катодом, и гирлянда таких капсул помещалась в трубу между центрирующих вставок из окиси бериллия. Капсулы электрически объединялись последовательно, промежуток между ними и трубой откачивался до вакуума и наполнялся парами цезия, после чего такой твэл помещался в реактор.

Электрогенерирующий твэл: 1- сердечник из обогащённого UO2; 2 — катод (молибден,вольфрам); 3 — анод(ниобий); 4 — вакуумный зазор с парами цезия; 5 — изоляция (окись берилия); 6 — корпус (сталь); 7 — теплоноситель(натрий-калий).


Температура катода достигала 1650 С, а анода - 1200С, охлаждение происходило все тем же натрий-калиевым сплавом. Удельная электрическая мощность была доведена до 2 Вт/см^2 поверхности катода. Разработка и отработка потребовала в рамках Топаз-1 провести реакторные испытания более чем 50 вариантов электрогенерирующих твэлов. Первые полномасштабные наземные энергетические испытания ядерного прототипа ЯЭУ "Топаз-1" были проведены на стенде ГНЦ "ФЭИ" в 1970 г. Изделие было выведено на электрическую мощность 10 кВт. Испытания продолжались 150 часов, после чего были приостановлены из-за утечки теплоносителя ЖМК. Всего были испытаны 4 ядерных прототипов ЯЭУ "Топаз-1". Реактор набирался из 79 электрогенерирующих сборок в каждой из которых было по 5 капсул, и содержал всего 12 килограмм диоксида высокообогащенного урана. Как вершина программы были запущены 2 спутника с ЯЭУ Топаз-1 - Космос-1818 в феврале и Космос-1867 в июле 1988 года. Они штатно отработали 142 и 343 суток, штатно же показав снижение эффективности и выработки э/э с 6 киловатт до 3.

Однако к середине 70х, когда Топазы были готовы к космическим испытаниям ситуация начала уже меняться. Накопленный опыт ядерных аварий, в т.ч. с КА с ЯЭУ “Бук” приводят к угасанию энтузиазма и все большему количеству пунктов НИОКР, посвященных безопасности и надежности. Появляются требования ООН по ядерно-безопасным орбитам, которые запрещают запуск ядерных реакторов ниже орбиты в 800 км над поверхностью Земли. Параллельно происходит стремительный прогресс солнечных батарей, мощности которых увеличиваются с десятков ватт в начале 60х до единиц киловатт к 1990. Их простота и изученность перекрывает путь ЯЭУ мощностью в единицы и даже десятки киловатт.
Разработка новых ЯЭУ с конца 80х перемещается в диапазон бОльших мощностей, обычно от 100 кВт до 10 МВт, а главное - в почти полностью бумажную стадию. Да, в рядовом режиме летают снабженные РИТЭГ межпланетные станции (например марсианский ровер Куриосити или спутник Сатурна Кассини), однако вслед за исчезновением с горизонта полетов людей на Марс, лунных баз и сверхтяжелых ГСО на два десятилетия замирает и практическая разработка новых реакторов.

Один из вариантов большой Юпитерианской АМС JIMO с реактором.

Я позволю себе промотать множество концептов и экспериментов, произошедших с 1988 года и перейду сразу к ослепительной звезде на небосклоне космических ЯЭУ - аппарату ТЭМ (транспортно энергетический модуль) с ядерным реактором РУГК. Высокотемпературный быстрый реактор с газовым охлаждением тепловой мощностью в 3,8 мегаватта, газотурбинный преобразователь, капельные холодильники - этот проект по масштабу как минимум вдесятеро превосходил все предыдущие подходы “к турнику”.

Реактор ТЭМ и мегаваттный газотурбинный преобразователь.

О техническом облике ТЭМ и извилистой тропинке его разработки автор обещал написать скоро.

Онлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8336
  • Карма: +36/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Мирный атом и космос
« Ответ #1 : 12 Июля 2015, 01:01:55 »
Вершиной 20 летних исследовательских и конструкторских усилий по созданию космических энергоустановок на базе ядерных реакторов в СССР стал полетевшая в 1988 году двойка спутников "Плазма-А". Эти установки базировались на отлаженной на земле технологии термоэмиссионного преобразования энергии (более 80 испытательных сборок провели в реакторах от 100 до 16000 часов). Вложенные усилия, масштаб работ и красота идеи оказались настолько мощными, что последующие 20 лет в статьях профильных организаций, проектировавших и планировавших КА с ЯЭУ вы не найдете ничего, кроме развития идей реакторов с термоэмиссионными преобразователями. 20 лет разговоров про светлое ядерно-космическое будущее оборвались в октябре 2009 года, когда финансирование получили не многочисленные проекты развития "Плазма-А", а "Транспортно-энергетический модуль" с турбомашинным преобразованием. И во главе проекта встали совсем не те люди, которые занимались этой тематикой раньше. Одну из ключевых ролей в таком развороте кроме усилий лоббистов сыграла одна техническая идея, связанная со сбросом тепла в космосе.

Американская АМС JIMO, тоже планировавшаяся с ядерным реактором на борту.

Хорошо известно, что вес - это главный враг космических ЯЭУ, а холодильники для сброса паразитного тепла - самый тяжелый элемент подобных аппаратов. В варианте с термоэмиссионными преобразователями этот вопрос решается довольно элегантно - да, их кпд невелик по сравнению с турбинным циклом, но температура холодильников излучателей может быть очень высока (порядка 1000К, а сам реактор разогрет до 1650К) , а как мы помним, вес холодильников зависит от температуры в степени 1/T^4. В итоге эта степенная зависимость переигрывает вчетверо больший объем тепла, который надо сбросить с термоэмиссионной ЯЭУ.
Только если у вас нет революционной идеи капельного ХИ.
Идея заключается в том, что бы вместо того, что бы гонять жидкость по трубкам внутри излучающих панелей, она полетит прямо сквозь космос - от форсунок-формирователей струй до каплеуловителя. При этом, теоретически, вес ХИ можно сократить в разы, а потери на испарение в вакуум решаются подбором специальной кремнеорганической жидкости. В таком раскладе у термоэмиссионых ЯЭУ начинает играть их "родимое пятно" - невысокая плотность мощности на электрогенерирующих твэлах, ну и кпд в 5-8%.
Именно такой концепт ТЭМ - с турбомашинным преобразованием тепловой энергии и капельными холодильниками был предложен ФГУП «Центр Келдыша» в 2009 году. Новаторство идеи легло на благодатную почву пика "развития инноваций в стране" президентом Медведевым, а помноженное на силу лоббистов Росатома и главы «ИЦ Келдыша» академика Коротеева позволило смести жалкие "архаичные" проекты РКК Энергии, КБ Арсенал, ОАО "Красная звезда" с доски и получить заветное финансирование.

Первый эскизный вариант ТЭМ с 4 капельными холодильниками (бежево-коричневые полотнища). Снизу рендер в сложенном положении. (с) РКК Энергия

Для проведения НИОКР в 2010 году была начата программа стоимостью 17 миллиардов рублей, из которых 7.245 млрд. руб. выделялось на реактор, 3.955 на систему преобразования энергии, а около 5.8 млрд - на оставшийся космический аппарат. Ядерный реактор поручили делать институту НИКИЭТ (создателю свинцового быстровика БРЕСТ), систему преобразования энергии - ИЦ им. Келдыша, а весь космический аппарат - РКК “Энергия”.
Облик первой редакции ТЭМ поражал любого инженера, знающего контекст. Сверхвысокотемпературный (1600К!) быстрый реактор, охлаждаемый газом, топливо из карбонитрида урана (перспективное, но малоизученное), турбокомпрессорные установки, работающие на 60000 оборотах в минуту c температурой на турбине 1500К непрерывно 10 лет, теплообменники, на те же 1500К. Раздвигающаяся конструкция аппарата длинной 54 метра и шириной 20, в исходном состоянии укладывающаяся под обтекателем РН. Рекордная мегаваттная космическая электросистема с напряжением 4,5 киловольта, питающая 16 ионных ЭРД мощностью по 60 киловатт (в 10 раз мощнее летавших на тот момент и в 1,5 раза мощнее лабораторных рекордсменов). Наконец сам космический аппарат, который должен был выдерживать в 10 раз большую дозу облучения, чем сегодняшний типичный уровень в 100 килорад - облучения как от реактора, так и от радиационных поясов, сквозь которые пришлось бы буксировать полезные нагрузки.

Плакат ТЭМ на МАКС-2013. За ядерным блоком слева и справа видны две основные концепции - с капельными и панельными ХИ.

Проект начал развиваться, регулярно блистая перспективами и инновациями в интервью, ТВ и конференциях. Наиболее резво взялся за работу Росатом - быстро отказавшись от карбонитридного топлива в пользу знакомого оксидного был спроектирован ядерный реактор, смесь стандартного и нового. В цилиндрическом корпусе из нержавеющей стали диаметром 50 см и длинной примерно метр расположены несколько сотен цилиндрических твэлов, содержащих оксид высокообогащенного урана в оболочках из монокристаллического молибдена диаметром 4-5 мм. Общая расчетная масса топлива 80-150 кг, в зависимости от достижимого выгорания. Управление осуществляет вдвижением и выдвижением 19 поглощающих стержней системы управления из карбида бора в молибденовой оболочке. Быстрый реактор имеет тепловую мощность 3,8 мегаватта и охлаждается газовой смесью из 78% гелия и 22% ксенона при рабочем давлении в 40 атм. Температура газовой смеси на входе 1200, а на выходе 1500К (1227 С).

Модель активной зоны ТЭМ для гидравлических испытаний.

Ядерную установку разрабатывает несколько предприятий Росатома, в т.ч. ФЭИ, много десятилетий занимавшийся разработкой космических ЯЭУ, НПО “Луч”, владеющий технологиями высокотемпературных твэлов, а внутриреакторное поведение элементов ЯЭУ ТЭМ в петле с горячей рабочей газовой смесью вел НИИАР, обладающий самым большим парком исследовательских реакторов в стране. Не смотря на уход с битьем посуды из НИКИЭТ в 2012 году главного конструктора реактора В.П. Сметанникова разработка реактора продолжается практически в графике - испытана петля с новым для ядерщиков теплоносителем и штатным твэлом, создан частичный теплогидравлический стенд, а в НИТИ в Сосновом Бору строится наземный образец ЯЭУ. Запуск этой установки планируется на 2015 год, и такой запуск будет безусловной победой ядерной инженерной науки.

Ранняя версия реактора РУГК для ЯЭУ ТЭМ. (с) Росатом

Другая кооперация из ИЦ им. Келдыша, КБХМ, КБХА и ВНИИЭМ занималась турбомашинным преобразователем. На ТЭМ планируется установить 4 одинаковых модуля мощностью по 250 киловатт. В систему входят так же AC/DC и DC/DC преобразователи, буферные аккумуляторы, дополнительные системы охлаждения оборудования. Вместе с ядерным реактором масса энергоблока должна была составить 6800 кг.

Схема и параметры ЯЭДУ ТЭМ. (с) Центр Келдыша.


Кадр из ролика Центра им. Келдыша с разрезом 250 киловаттного турбогенератора ТЭМ.

Тепловая энергия превращается в электрическую в газотурбинном цикле (Брайтона), где энергия газа, извлеченная на турбине идет как на электрический генератор, так и на вращение компрессора, поддерживающего циркуляцию газа. Через теплообменник остаточное тепло сбрасывается во второй контур, где рассеивается в космос с помощью холодильников-излучателей.

Модель 250 кВт турбогенератора ТЭМ 1:2

Сложности по разработке элементов системы турбомашинного преобразования сравнимы со сложностью реактора. По отдельности все требования выполнимы: существуют газовые турбины и на большие, чем 1500К температуры, а турбонасосы ракетных двигателей, перекачивающие водород, имеют частоты вращения и окружные скорости даже выше, чем 60000 и 500 м/с. Однако собрать все сразу в сочетании с 10 летним необслуживаемым ресурсом - прыжок был явно выше головы. Например, проблемы с высокотемпературными газовыми теплообменниками в свое время зарубили очень перспективное направление регенеративных газотурбинных двигателей, а газодинамические подшипники для невесомости довольно сложно испытывать на ресурс в условиях гравитации.

Пластины опытного теплообменника ТЭМ.

В 2013 году ИЦ им. Келдыша рапортовал об успехах по созданию прототипов всех важнейших элементов турбомашинного преобразователя - двух типов теплообменников, генератора и газотурбинной установки. Однако по последним данным НИР идут довольно туго и ресурс оборудования далек от нужного. Уже осенью 2013 постулируется факт, что капельные холодильники далековаты от инженерного воплощения, и разработать их пока не получится. Обещанные рекордные ионные ЭРД постепенно мельчают - проблемы с большеразмерными перфорированными электродами с высоким ресурсом, которые не умеет решать никто в мире остаются нерешенными.

Прототип ионного двигателя ТЭМ от Центра Келдыша. Уже помельчавших в размерах по сравнению с изначальной задумкой.

Вариант ТЭМ с панельными холодильниками.

Кроме того, взаимодействие Центра Келдыша (входящего в Роскосмос), возглавляемого академиком Коротеевым с остальными крупными космическими предприятиями зачастую носит натянутый характер с взаимным поливанием грязью, что тоже не способствует прогрессу. ТЭМ, красиво расписанный на этапе эскизного проекта начинает рассыпаться на этапе подтверждения характеристик агрегатов.

Модель сложенного ТЭМ, лето 2013 года. Обратите внимание на ионные двигатели - их стало 24 против 15 на ранней модели. Холодильники все еще капельные.

Наконец, работа предприятий во главе с РКК “Энергия” была направлена на создание собственно космического аппарата, вооруженного ядерным энергоисточником. “Энергия” вынуждена была взяться за фронт работы, который перекрывал путь ее собственной разработке буксира с термоэмиссионной ЯЭУ “Геркулес”, да и фронт проблем был шире чем у двух других основных “головняков”. Необходимо было создать тяжелый КА, имеющий на борту все традиционные элементы -  системы ориентации и орбитального маневрирования на гидразиновых ЖРД, мощные солнечные батареи и телеметрию, системы причаливания к полезной нагрузке и заправки, ксеноновые баки и наконец заставить это все работать 10 лет в радиационных условиях. Еще более специфическими элементами должны были стать:
-раскладывающиеся фермы для выноса ЯЭУ от тела КА, с удлинением в космосе в 2,5 раза, с 20 до 54 метров.
-раздвигающиеся трубопроводы теплоносителя их герметизация - все это должно безотказно работать в условиях вакуума и радиации
-раскладывающиеся панели ХИ площадью в сотни квадратных метров
-высоковольные линии запитки ЭРД.
-раскладывающиеся крылья, несущие ЭРД и холодильники-излучатели

Эскизный проект ТЭМ в представлении РКК-Энергия.

Все это великолепие требовалось упихать в максимальные 22 тонны, которые способна выводить РН “Ангара-5”.  Фактически, сразу после выдачи эскиза будущего ТЭМ РКК “Энергия” начинает усиленно отгребать от проекта ТЭМ, скинув часть задач на ГКНПЦ им. Хруничева, а часть - на КБ Арсенал - создателей КА “УС-А” и “Плазма-А”. Представители РКК начинает рассказывать в интервью, что буксиры на базе СБ не так и плохи. Арсенал, в свою очередь сдувает пыль со своих проектов буксиров с 300-500 кВт термоэмиссионной ЯЭУ.

Разрез реактора ТЭМ в версии технического проекта. (с) НИКИЭТ

В конце 2014 года сложная ситуация с проектом выливается в его секвестирование в рамках Федеральной космической программы на “2016-2025”. В ней остается финансирование на НИР, причем в основном по линии, где есть какие-то результаты - собственно ядерный реактор и турбомашинные преобразователи. Космический запуск ТЭМ убирается из планов, и мы видим, как будущее, в котором у человечества появляются новые инструменты для освоения космоса тает, как на фотографиях в “Назад в будущее”. В очередной раз, как в случае с “Геркулесом” или JIMO человечество откатывается назад, не в силах преодолеть технический барьер на пути к созданию мощных космических реакторов.

http://tnenergy.livejournal.com/

Онлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8336
  • Карма: +36/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Мирный атом и космос
« Ответ #2 : 19 Ноября 2015, 16:19:41 »
Технологические испытания корпуса ядерного реактора установки для космических аппаратов успешно завершились на предприятии госкорпорации «Росатом» АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля» (НИКИЭТ), сообщила пресс-служба института.

В России с 2010 года выполняется не имеющий аналогов в мире проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. В состав реакторной установки входят ядерный реактор и системы, необходимые для выработки тепла, а также для управления реактором и его защиты.

Технические решения, заложенные в концепцию транспортно-энергетического модуля, позволят решать широкий спектр космических задач, включая программы исследования Луны и исследовательские миссии к дальним планетам, создание на них автоматических баз. Проект выполняется совместно предприятиями Росатома и Роскосмоса. НИКИЭТ является главным конструктором реакторной установки и координатором работ от Росатома.

«Технологические испытания включали испытания на герметичность, прочность и плотность», — говорится в сообщении.

Как отмечает НИКИЭТ, уникальный конструкционный материал корпуса и технологии, созданные в ходе проекта, способны обеспечить работу реактора на протяжении более чем 100 тысяч часов. За это время обычный космический аппарат может достичь такую далекую планету Солнечной системы, как Плутон.

«По результатам комплекса выполненных исследований и испытаний изготовленный корпус допущен к проведению пневматических и термоциклических испытаний при рабочих параметрах установки», — говорится в сообщении.

Ранее сообщалось, что в 2015 году планируется завершить основной объем расчетно-экспериментального обоснования составных частей реакторной установки, а в 2016 году — закончить корректировку рабочей конструкторской документации на опытный образец реакторной установки и приступить к его изготовлению. Также на 2016 год запланировано начало создания испытательного комплекса «Ресурс» для наземных экспериментов с опытным образцом реакторной установки, передает РИА Новости.

http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/29759/

Онлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8336
  • Карма: +36/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Мирный атом и космос
« Ответ #3 : 14 Января 2016, 18:00:11 »
14.01.2016 14:51
На испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики (г. Воронеж) успешно завершена серия первых огневых испытаний высокочастотного ионного электроракетного двигателя. Этот двигатель – совместная разработка КБХА и Московского авиационного института (МАИ). Испытания успешно проведены на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании.
Работы с двигателем продолжаются: запланировано проведение серии новых огневых испытаний для наработки ресурса и проверки стабильности подтвержденных характеристик при длительной эксплуатации.
Создание электроракетных двигателей было начато на предприятии в 2012 году. К разработке ионного электроракетного двигателя коллектив приступил после того, как КБХА выиграло в 2013 году конкурс Министерства образования и науки РФ на получение субсидий для реализации комплексных проектов по организации высокотехнологичного производства. Предприятие вошло в число победителей с проектом «Создание высокотехнологичной производственно-испытательной базы для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения». Цель государственной поддержки также – развитие кооперации производственных предприятий, российских высших учебных заведений и государственных научных учреждений, именно поэтому у каждого избранного проекта два исполнителя: в частности, творческим партнером КБХА стал НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ.
В отличие от жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), разработкой которых специалисты КБХА занимаются уже более полувека, электроракетные двигатели в последние годы стали новым направлением работ на предприятии. Предназначенные для использования в составе космических аппаратов, они могут способствовать решению широкого круга задач: коррекции и стабилизации рабочей орбиты спутников, их выводу с низких на высокие орбиты, а также осуществлению полетов в дальний космос.
http://www.federalspace.ru/21950/

Наверное, что-то вроде этого

или этого http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=35371

Онлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8336
  • Карма: +36/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов


В России успешно испытали систему охлаждения ядерной электродвигательной установки мегаваттного класса. Элемент, который считается одним из ключевых в системе, прошел наземные тесты.

Как следует из информации на ресурсе государственных закупок,результаты испытаний полностью соответствуют требованиям, заявленным в техническом задании. В отчете отмечается, что заказчиком работ выступила корпорация «Роскосмос», а исполнителем – «Исследовательский центр имени Келдыша».

Предполагается, что ядерная электродвигательная установка будет использоваться в качестве космического двигателя. Подобные двигатели позволят осуществлять длительные полеты на огромные расстояния и решать широкий спектр космических задач, включая экспедиции к Луне и другим планетам.

Однако ранее ключевой проблемой в использовании этой установки являлся вопрос охлаждения. Изначально вопрос охлаждения решался путем использования панелей-радиаторов, по которым циркулировала жидкость-теплоноситель. Однако этот метод был не вполне эффективен из-за размеров панели и ее уязвимости для метеоритов.

Российские специалисты решили данную проблему, разработав капельный «холодильник-излучатель». Он охлаждает жидкость по качественно иному принципу, выпуская ее в виде капель прямо в космос, а после улавливая обратно заборным устройством. Таким образом, система охлаждения становится гораздо более компактной, не боится метеоритов, а жидкость-теплоноситель охлаждается значительно быстрее из-за большой совокупной площади капель.