Автор Тема: Тоннель на Сахалин: миф или правда?  (Прочитано 908 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6527
  • Карма: +33/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« : 17 Февраля 2020, 17:27:41 »


Вопрос о строительстве моста с материка на Сахалин в последнее время поднимается регулярно. Проектные институты и другие профильные организации прорабатывают различные варианты перехода на остров. Наиболее широко обсуждается возможность строительства железнодорожного моста через пролив. Но мало кто знает, что переход на Сахалин уже начинали строить. Подробности – в материале корреспондента флотской газеты «Боевая вахта» Юрия Тракало.

Этой давней и загадочной истории – больше шести десятилетий. Сложись по-другому события той далёкой поры, сегодня, возможно, отмечали бы мы юбилей одной из самых грандиозных строек на Земле. Точнее, под водой.



По дошедшим до нас свидетельствам и воспоминаниям очевидцев всё начиналось в далёком 1950 году. ЦК КПСС и Совет Министров приняли закрытое постановление об изыскательских работах на железнодорожной ветке от Комсомольска-на-Амуре до Победино на острове Сахалин со строительством тоннеля под Татарским проливом...

12 мая 1950 года для сооружения тоннеля на Сахалин создаётся специальное строительное подразделение МПС №6. В основном комплектуется оно профессиональными метростроевцами. По разным данным, в нём работало более трёх десятков тысяч квалифицированных специалистов. В 1951 году было предложено три варианта прокладки тоннеля: первый – с мыса Лазарева до мыса Погиби. Второй – с мыса Средний до мыса Погиби. И третий – с мыса Муравьёва до мыса Уанги.

В соответствии с утверждённым планом тоннель должен был начинаться на мысе Среднем и идти с материка в направлении мыса Погиби. По этому маршруту протяжённость его подводной части составляла около 8 километров – наиболее узкое место в проливе.

Кроме экономического, строительство тоннеля имело и важное военно-стратегическое значение. Магистраль с материка на остров была практически неуязвима.

Восемь тысяч метров под водой

Со временем появилась возможность воссоздать отдельные картины событий полувековой давности. Однако подробных документов той поры отыскать не удалось. Из бесед со старожилами, по одной из версий, стало известно, что строительство тоннеля на начальном этапе велось заключенными. Когда же штольни под основанием пробили, в работу вступили метростроевцы. Ещё по одной версии, для соединения самого узкого участка между материком и островом Сахалин строился второй тоннель, секретный. Шахтные штольни в районе мыса Лазарева делались для отвода глаз. Подлинный же тоннель следует искать в другом месте. Был и третий вариант соединения материка и острова – через мостовую переправу.

В истории с тоннелем на Сахалин оказалось немало «белых пятен» и загадок, даже информация, которая не вызывала сомнений, со временем становилась весьма противоречивой. В печати появилась публикация А.Полонского, который утверждал, что тоннель действительно существовал и возводили его ссыльные. Однажды из лагеря строителей совершила побег большая группа заключённых. Уходили они на север, в направлении Берингова пролива. Но, не зная местности, беглецы погибли в таёжной глуши.

Нашлись и другие свидетели той поры, по утверждению которых, строительство действительно велось и на материке, и на противоположной стороне Татарского пролива, на мысе Погиби, но в тоннель хлынула вода. Просочившись через перекрытия, она затопила большую часть тоннеля, погибли люди, и работы прекратили.

Кое-кто из исследователей темы сахалинского тоннеля считает его мифом. По их мнению, после детального изучения рельефа местности нетрудно догадаться: все работы были всего лишь подготовкой, своеобразной платформой для строительства гигантских дамб, с которых предполагалось перекинуть на остров мостовое соединение. Дамбы действительно были построены.



После моих публикаций по этой теме во флотской газете в редакцию пришло письмо от А.Балакирева:

«…В 1932 году в Ленинграде был построен теплоход «Севзаплес». Задумывался он как лесовоз, но во время войны был переоборудован под перевозку паровозов из Америки во Владивосток. В 1940 году судно занималось доставкой узкоколейных паровозов и вагонов из Японии на остров Сахалин. На нём я и трудился.

В 1950 году мы прибыли во Владивосток. Помнится, поставили нас в завод. Установили очень крепкие деревянные клети, на которые поперёк судна уложили рельсы, но уже обычной ширины (сахалинские на 22 см Уже).

На мысе Чуркина на эти рельсы погрузили четыре необычного вида вагона. Закрепив их, мы двинулись в путь. Уже в море экипаж «Севзаплеса» узнал, что вагоны эти – энергопоезда – прибыли из Запорожья. На них было установлено по 2-4 очень мощных электродизеля. Пункт доставки – мыс Лазарева.

Через несколько дней прибыли на место. Причал еще не был готов, но к его кромке подходила железнодорожная линия. Перегрузка вагонов на берег оказалась делом трудоёмким, но всё было продумано до мелочей. Командовал «народом» старший помощник капитана Анатолий Дехта».

Удалось отыскать и ещё одно свидетельство очевидцев. Автор воспоминаний — В.Смирнов:

«Срочную я служил на Сахалине вместе с моим закадычным другом Костей Кузьминым. Образование у нас было небольшое: у Кости – 4 класса, у меня – 5, но по тем временам это немало. Костя был шофёром. Однажды он ушёл в самоволку и отсутствовал почти месяц, за что и получил 7 лет как дезертир. И вот в январе 1951 года я получаю от него письмо. Пишет, что попал на великую стройку века, делает дыру в самом узком месте Татарского пролива. Зачёт идёт одного дня как за три с половиной. Костя писал, что по 20 самосвалов задом заезжали по очереди в тоннель и так ехали около 10 километров. В 1953 году, после смерти Сталина, за хорошую работу Константина освободили и отправили домой. В своём последнем письме уже из дому он писал, что стройка закрыта, в тоннель хлынула вода и все там погибли».

По некоторым данным, строительство тоннеля в условиях особой секретности было начато ещё в начале 40-х годов. К мысу Лазарева подвели даже железную дорогу. Но когда началась война, железнодорожное полотно демонтировали. Рельсы якобы отправили в западные районы страны для восстановления разрушенных фашистами магистралей.

Пролетая над предполагаемым местом строительства тоннеля с вертолётчиками погранвойск, лично убедился, что насыпи от железнодорожного полотна остались, хотя время их не пощадило: осели, земля осыпалась, обросла кустарником. Сколько воды утекло с тех пор…

Кстати, впору вспомнить и ещё одно откровение. Поведал его мне в своё время Михаил Козлов:

«Я работал в 220-й гидрометеообсерватории ТОФ. Начальником был Я.Коган, каперанг. Работали мы на спецработах. Тогда это был секрет (давали подписку о неразглашении). Сейчас прошло столько лет, что, кажется, рассказать об этом можно. Так вот, мы были на испытательном полигоне в районе мыса Погиби на Сахалине. Вот там и начиналось, вернее, было начало железнодорожной линии (или дороги). У берега стоял полуразрушенный пирс с уложенными рельсами. Рядом у берега, в южной стороне от пирса, был лагерь заключённых. Когда я приехал туда, заключённых там уже не было, а жила обслуга полигона (весной привозили, глубокой осенью увозили). В северную сторону от лагеря, метрах в 100-150, располагался второй лагерь. Он был полуразрушен. Прямо от пирса на восток шла грунтовая дорога и обрывалась у большой поляны, размером с футбольное поле. За ней начиналась насыпь в одну железнодорожную колею и тянулась в направлении города Александровска. Возможно, пролить свет на тайну тоннеля помогут экипажи пароходов «Приамурье» и «Забайкалье», ходивших в рейсы вдоль побережья…»

В 1993 году мне довелось встретиться с бывшим военным инженером, непосредственно принимавшим участие в строительстве тоннеля. Убелённый сединами ветеран, пожелавший не называть свою фамилию, в чине полковника, поведал, что никакого мифа о существовании тоннеля нет. «Тоннель был построен!» – слова эти он произнес твёрдо, с гордостью напомнив, что событие это произошло задолго до прокладки тоннеля под Ла-Маншем. «Талантливыми были наши предшественники. И когда нужно было разгромить фашистов, и когда создать такое уникальное сооружение». По утверждению ветерана, в проекте, к сожалению, была допущена фатальная ошибка. Авторы ее польстились на то, что расстояние между мысами Лазарева и Погиби самое короткое, где-то около 9 километров. И упустили очень важную деталь – течение в этом самом узком месте довольно сильное. Вода понемногу стала просачиваться в тоннель. Строители как могли пытались исправить ситуацию, но имеющиеся средства не позволяли этого сделать. В итоге стройку законсервировали, а после смерти Сталина и вовсе свернули. На этот счёт было специальное постановление правительства от 26 мая 1953 года.

Полвека спустя

О соединении материка с островом Сахалин вспомнили уже во времена новейшей истории России. Наряду с возобновлением прокладки тоннеля, строительством мостового перехода высказываются мнения о создании трансконтинентальной магистрали из Европы, по России через Сахалин, на остров Хоккайдо. Эта тема сегодня активно обсуждается как специалистами, так и любителями. С мнением сторон можно спорить, но факт необходимости соединения материка с островом реален.

Сегодня специалистами активно выдвигаются реалистичные планы по строительству тоннеля или мостового перехода. Они уверены: тоннель обеспечит надёжный выход России к трём незамерзающим портам на Сахалине, а это улучшит транспортное обслуживание Магадана, Камчатки и восточного сектора Арктики, сократит действующие морские коммуникации на 500-1200 км, что эквивалентно высвобождению 10 морских судов за один навигационный период.

С технической точки зрения, по мнению специалистов, строительство тоннеля не представляет особых трудностей. Ширина пролива в самом узком месте составляет всего 7,8 км (для сравнения: ширина Ла-Манша – около 40 км, пролива Цугару в Японии, через который тоже проложен тоннель, – 54 км). Продолжительность строительства – 2-3 года, ориентировочная стоимость – более 3 млрд долларов (общая стоимость проекта – 10-15 млрд долларов). Срок окупаемости тоннеля – 8-10 лет.

В качестве альтернативы тоннелю предложена другая идея – сооружение комплексного мостового перехода через пролив Невельского. Её авторы – ряд сотрудников Дальневосточного отделения Российской академии наук. Вместе с тем, железнодорожный мост в силу сложных климатических условий может быть менее надёжным и более сложным в эксплуатации по сравнению с тоннелем.

Спустя более полувека тайна тоннеля на Сахалин приобретает всё более реальные очертания. Кто знает, возможно, спустя несколько лет, проезжая по мосту на остров Сахалин или по тоннелю под Татарским проливом, будем вспоминать то время, когда сама идея соединения материка с островом Сахалин казалось сказочной.

https://seanews.ru/2020/02/12/ru-tonnel-na-sahalin-mif-ili-pravda/?utm_referrer=https%3A//zen.yandex.com

Оффлайн Леха

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1286
  • Карма: +5/-3
  • Лен.область
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #1 : 17 Февраля 2020, 17:42:03 »
Не знаю... Сейсмоопасность там та еще. Опасно тоннель делать в таком месте.

Оффлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6527
  • Карма: +33/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #2 : 17 Февраля 2020, 17:48:07 »
Не знаю... Сейсмоопасность там та еще. Опасно тоннель делать в таком месте.
В порядке технического бреда ;D
Тут газовый гофрошланг перекручивал - прям поражён был его мехсвойствами. Вот увеличенный вариант такого притопить над дном на поплавках/якорях/растяжках...
А вообще был вариант дамбы совмещённой с электрогенераторами. А чё, чем Сахалин хуже Питера ;) ?

Оффлайн Tiefe

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1222
  • Карма: +14/-16
  • vk.com/kosetsu_kun
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #3 : 17 Февраля 2020, 23:45:54 »
Не знаю... Сейсмоопасность там та еще. Опасно тоннель делать в таком месте.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сэйкан

Оффлайн Метвед

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1814
  • Карма: +11/-0
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #4 : 18 Февраля 2020, 06:29:44 »
Цитировать
«Срочную я служил на Сахалине вместе с моим закадычным другом Костей Кузьминым. Образование у нас было небольшое: у Кости – 4 класса, у меня – 5, но по тем временам это немало. Костя был шофёром. Однажды он ушёл в самоволку и отсутствовал почти месяц, за что и получил 7 лет как дезертир. И вот в январе 1951 года я получаю от него письмо. Пишет, что попал на великую стройку века, делает дыру в самом узком месте Татарского пролива. Зачёт идёт одного дня как за три с половиной. Костя писал, что по 20 самосвалов задом заезжали по очереди в тоннель и так ехали около 10 километров. В 1953 году, после смерти Сталина, за хорошую работу Константина освободили и отправили домой. В своём последнем письме уже из дому он писал, что стройка закрыта, в тоннель хлынула вода и все там погибли».

"Врёт как очевидец"   ;)

Оффлайн Cord

  • stranger
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13540
  • Карма: +2/-0
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #5 : 18 Февраля 2020, 11:12:44 »
Интересная тема.
Зная как решались задачи поставленные Сталиным, и при том, что опыт подземной проходки был немалый, то за пару лет сделать там могли многое, в тч начать стр-во и непосредственно самого тоннеля.
Каков был итог, и что затопило в конце концов начатую выработку-  вполне понятно и тоже реально.




Оффлайн Леха

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1286
  • Карма: +5/-3
  • Лен.область
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #6 : 18 Февраля 2020, 14:16:32 »
Не знаю... Сейсмоопасность там та еще. Опасно тоннель делать в таком месте.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сэйкан



Блин, все равно стремно по такому проехать  :)

Оффлайн ht_avgustina_

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #7 : 19 Февраля 2020, 13:10:40 »
и жить как то очень захотелось ;D

Оффлайн Cord

  • stranger
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13540
  • Карма: +2/-0
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #8 : 19 Февраля 2020, 13:16:18 »
 :)  Притом число "желающих жить" растет


"Если в 1988 году тоннелем воспользовались свыше 3 млн пассажиров, то в 1999 — менее 2 млн[/size]..."[/color]

Оффлайн Метвед

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1814
  • Карма: +11/-0
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #9 : 19 Февраля 2020, 14:38:46 »
Да ясно же что никакого "тайного туннеля на Сахалин" не было. Максимум, могли затеять изыскания на предполагаемой жд-трассе. Мост, или туннель,  проект нужен.  Народные байки про "затопило, размыло течением" не более чем байки.
Масштабы работ, затраты ресурсов  и время на всё про всё должны быть вполне соизмеримы с Северо-Муйским туннелем.

Оффлайн DarkAn

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 39
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля

Оффлайн Cord

  • stranger
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13540
  • Карма: +2/-0
    • Просмотр профиля
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #11 : 19 Февраля 2020, 23:10:43 »

"...После смерти Сталина работы над проектом прекратились, и тоннель якобы был почти на полпути через проливы, хотя более позднее расследование показало, что было выкопано всего два ствола для ТБМ. Хотя причины отмены проекта не совсем ясны, некоторые источники указывают, что из-за многочисленных амнистий, предоставленных заключенным после смерти Сталина, больше не было необходимой рабочей силы. Работники туннеля ждали восемь месяцев после отмены, но без связывания железных дорог туннель не имел никакой цели..."


Вот вероятно так все ж.
Масса подготовительных горных и ж/д работ, но ни о метре проходки самой штольни либо нигде нет, либо пропустил.




"В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, — это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года… Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали..."




То же и на м. Лазарева.
 


Оффлайн GASАвтор темы

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6527
  • Карма: +33/-3
  • Андрей, г. Владимир
    • Просмотр профиля
    • Минералы для начинающих камневедов
Тоннель на Сахалин: миф или правда?
« Ответ #12 : 09 Июня 2020, 17:54:09 »
И ещё про тоннели...

Секретный тоннель под Енисеем

Многие слышали про мифический тоннель с материка на Сахалин, а между тем в Красноярском крае есть малоизвестный, но вполне впечатляющий тоннель под Енисеем. Могучая река. Изредка по реке проходят катера, суда побольше. И невдомек пассажирам, что слева от них — подземный плутониевый комбинат. Леса и горы скрывают его от сторонних глаз. И не только сам комбинат невидим, но и тоннель тоже — тот, что проложен под Енисеем.

Под Красноярском есть город Железногорск, рядом с которым находится Горно-химический комбинат. Вот для этого подземного комбината и построен был тоннель, который проходит под Енисеем, крупнейшей рекой в России. Стратегическая цель тоннеля – откачка радиоактивных отходов к месту захоронения подальше от Железногорска.

Длина тоннеля составляет 2,2 тыс. м, высота – 7 м, глубина – 15 м. Двухэтажный тоннель  проложен на глубине 50 м под дном реки. По ширине он рассчитан для проезда одного автомобиля, в тоннеле не разъехаться. Подобных тоннелей под крупными реками в мире нет.

Тоннель был нужен для завода РТ-2, который должен был перерабатывать топливные сборки реакторов ВВЭР-1000. Завод начал строиться в 1970-х годах. Геологи нашли неподалеку, за Енисеем, специальное геологическое образование — «линзу», которое стало бы прекрасным подземным хранилищем для слаборадиоактивных отходов. Но чтобы добраться до «линзы», нужно было перешагнуть реку — так и появился проект тоннеля. Тоннель двухъярусный: по нижнему технологическому ярусу должны были пролечь 5 магистралей из нержавеющих труб, уложенных в железобетонные лотки. Три трубы — для высокоактивных жидких РАО, две — для низкоактивных. Верхний ярус тоннеля предназначался для движения автотранспортных средств.

В общем, все складывалось хорошо: завод строился, тоннель прокладывался, подземное хранилище обустраивалось, и начали завозить в Красноярск-26 отслужившие свой срок реакторные сборки.



Проект считался более чем серьезным, сроки соблюдались. В 1985 возведение сооружения было закончено. Но перекачка радиоактивных отходов по нему никогда не осуществлялась, потому что завод на левом берегу не был построен, и, соответственно, полигона там тоже нет. Одна из причин отказа от проекта – отсутствие средств. Скорей всего, так и было, поскольку остановилось все в 90-е, как раз с началом перестройки. Осенью 1992 года поступила телеграмма о том, что строительство завода РТ-2 замораживается, а производство плутония прекращается. То, на чем держался горно-химический комбинат, рухнуло в один момент…

Положение в то время мог исправить лишь один человек — президент России Борис Ельцин. В июле 1994 года он приехал в Красноярск, на этот секретный объект.

Конечно же, гигантское подземное предприятие не могло не поразить его. Он восхищался комбинатом, говорил о его уникальности, отдавал должное его работникам. Здесь же, «на коленке», подписал указ о возобновлении строительства РТ-2. Сделал это с легким сердцем, так как ему сообщили, что швейцарцы готовы платить большие деньги за переработку их ядерного топлива.

Но указ выполнен не был. В Госдуме начались бесконечные дебаты о ядерном топливе, судьбу атомных комбинатов решали люди, не имеющие достаточной компетенции в этих вопросах. В итоге швейцарцы передали свой заказ французскому предприятию, а Б.Ельцин благополучно забыл о своем обещании и своих распоряжениях.

Кстати, во время визита Б.Ельцина в Красноярск-26 ему хотели показать тоннель — все-таки сооружение уникальнейшее, нигде больше такого не увидишь. Но Коржаков, главный телохранитель Б.Ельцина, посмотрел документы и фотографии и категорически отказался пускать президента под Енисей. Он посчитал, что это небезопасно, и, наверное, был прав. Но Коржаков не сообщил о бытовавшей здесь традиции — выпить рюмку водки под могучей рекой. Точно посередине. Там, где прошла сбойка. Бригады проходчиков шли с обоих берегов реки, встретились посередине. Расчет оказался точным, ни сантиметра в сторону. Это событие, разумеется, отметили, хотя спиртное в «зоне» было под запретом. С тех пор так и повелось: точно под серединой реки отмечать проезд на другую сторону. Или обратно…

Так, поглотив 350 млн долларов, тоннель оказался замороженным и стал самым дорогим долгостроем в мире. И, как говорится, не пропадать же добру. Теперь по нему для сокращения пути доставляют сельхозпродукцию с левого берега из Сухобузимского района – молоко и молочные продукты, овощи – по два автомобиля в сутки. Так ближе, чем делать крюк в 100 км через Красноярск.



ак что польза от тоннеля есть, но не настолько она велика, чтобы оправдать затраты на его содержание. А содержать тоннель надо. С обеих сторон стоят посты Горно-химического комбината: если в одну сторону пропустили, то с другой стороны нужно дождаться, пока проезд по тоннелю будет свободным, иначе не разъехаться. К тому же идут затраты на освещение и вентиляцию для поддержания в надлежащем состоянии, иначе сырость попросту сделает свое «мокрое» дело в этом подземелье, протянувшемся на два с лишним километра. Военным тоннель не нужен – для современной техники он маловат.

Скорее всего, история тоннеля под Енисеем закончится печально. Однажды где-нибудь появится трещина в бетоне, хлынет вода и затопит все — тоннель, штольни, помещения — все, что здесь создали люди. Многие облегченно вздохнут: мол, не нужно теперь думать о том, как использовать это уникальное сооружение. И это станет последней точкой в истории тоннеля под Енисеем.



https://seanews.ru/2020/06/05/ru-sekretnyj-tonnel-pod-eniseem/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
« Последнее редактирование: 09 Июня 2020, 17:57:41 от GAS »