Впору теперь начать ежегодно 15 февраля отмечать День метеорита!
К Дню воина-интернационалиста и православному Сретенью теперь прибавилась ещё одна памятная дата!
Это уникальнейшее космическое явление стало вторым после Тунгусской катастрофы!
По оценкам НАСА - линейный размер болида 17 м, масса до 10 тысяч тонн, оценочная скорость - до 20 км/с.
НАСА оценило мощность взрыва до 500 килотонн в тротиловом эквиваленте, что более чем в 20 раз превосходит мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, на высоте примерно 20 км над поверхностью земли.
Если оценивать имеющееся видео, то самыми ценными и самыми информативными являются два:
1) основное видео, которое транслирует весь мир: с видеорегистратора на перекрёстке Бейвеля и профессора Благих (Челябинск), на котором стоит дата 31.12.12 г.
2) видео с веб-камеры на площади Революции.
Первое видео даёт полную панорамную картину явления и позволяет точно хронометрировать все его фазы. Пролёт болида в атмосфере составил всего 15 секунд! С появления светящейся точки (вход в плотные слои атмосферы и начало разогрева) до взрыва болид пролетел примерно 11 секунд. Учитывая его скорость за это время он пролетел примерно 200-300 км. С учётом угла наклона проекция его траектории на поверхности земли будет примерно 150-250 км по прямой до точки взрыва.
Второе видео по размеру и направлению теней от столбов на площади Революции, с учётом расстояния до взрыва, которое вычисляется по времени между вспышкой и приходом ударной волны (примерно 3 мин., что соответствует примерно 55-60 км) позволяет рассчитать местоположение точки взрыва и её высоту. Нетрудно заметить, что до момента взрыва тень укорачивается, что говорит о том, что светящееся тело поднималось над горизонтом. На момент взрыва длина тени составляет около двукратной высоты столба, что позволяет определить угол наклона. Направление точки взрыва составляет несколько градусов на восток от полуденной линии.
Примерные расчёты по этому видео показывают, что взрыв произошёл действительно на высоте 20-25 км, над местностью с координатами примерно 54°40' с.ш. 61°33' в.д. между озёрами Бол. и Мал. Сарыкуль в 13-15 км восточнее Еманжелинска.
Если соединить две известные точки падения осколков болида (в о.Чебаркуль и у деревни Куваши) прямой, то она точно пройдёт через рассчитанную точку взрыва у Еманжелинска. Таким образом можно получить общую проекцию траектории движения болида.
Известно, что болиды начинают светиться при входе в плотные слои атмосферы на высотах 50-80 км. Таким образом, до взрыва болид пролетел 200-300 км (150-250 км в проекции), потеряв 2/3 своей высоты.
Отсюда можно экстраполировать примерную точку пересечения траектории болида с поверхностью земли, т.е. точку его падения, если бы он не распался на части. Эта точка должна находиться примерно в 75-125 по предполагаемой проекции траектории болида (линия Сарыкуль - Чебаркуль - Куваши) на запад от точки взрыва.
Т.е. если бы болид не распался на части, то он скорее всего должен был упасть где-то на отрезке длиной 50 км, соединяющем деревню Пустозёрово Чебаркульского района и Златоустовский машзавод (знаменитую Уржумку). Центр этого отрезка (наиболее вероятное место падения болида) находится в старой части Миасса, на перекрёстке улицы Советской и Трудового переулка.
Таким образом, если бы болид не развалился в атмосфере, то он должен был упасть на Миасс!
Со вторым днём рождения, Миасс!