Автор Тема: Фотографирование камней. Рабочее место и описание процесса.  (Прочитано 7397 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Я понимаю, что уже в разных темах и не раз обсуждалось это, и есть активные темы, где обсуждение продолжается. Я же всегда мечтал научиться фотографировать камни. И наконец дело и руки дошли то того, чтобы отложить в сторону все остальное, разобраться в своей камере и ее возможностях - поначалу мне камера показалась ничуть не проще в управлении, чем реактивный истребитель.. Понемного разбираюсь, и понял свою ошибку - реактивному истребителю до камеры далеко, тут сравнение скорее с космическим кораблем уместно..

Первые результаты, которые мне показалось "нестыдным показать", показаны тут: http://www.mineralforum.ru/index.php/topic,24400.150.html

А сейчас хочу показать рабочее место и сказать пару слов о "процессе".. Возможно, кому то будет интересно, надеюсь - от кого-то получу дельные советы.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Рабочее место - камера и световой бокс.





Камера - Nikon D90, объектив Macro 100/2.8 Tokina. Никкоровский конечно же лучше, но для обучения Токина за 500 долл мне показалась более рациональным решением, нежели Никкор за 1900...

Световой бокс предназначен именно для такого целевого фотографирования. Довольно грамотное освещение, "бестеневая" геометрия. Кавычки использованы потому, что тени конечно есть, но очень слабые, и я пока ими, по сути, пренебрегаю.






В световом боксе предусмотрено освещение типов "холодный дневной свет", "искуственное освещение" и "полный спектр". Температура света регулируемая, к сожалению - "на глазок", шкалы нет, диапазон от 3000К до 6000К.




Бокс и камера готовы к работе.



Камень в боксе, готовый к съемке



Он же в видоискателе камеры



Съемка проводится только в ручном режиме. Ручная фокусировка, ручная установка параметров выдержки и диафрагмы. После долгих экспериментов я остановился на стандарте выдержки 1/10 сек, что позволяет использовать малые значения диафрагм и добиваться хорошей глубины резкозти. Диафрагмами играю в ряду 4,5-5,1-6,3-7,1-8-9-10-11-13-14-16-18-20-22-25-28, но на самом деле первые 4 практически не актуальны.... Крайние диафрагмы ряда, от 2,8 до 4,5 и от 28 до 51 не использую, при выдержке 1/10 они явно выпадают из применения.

По сути - делаю ряд снимков по линейке диафрагм, по одному с каждой, и потом просто выбираю подходящий.

Камень, который был в боксе и видоискателе, в "конечном результате", освещение - "холодный дневной" свет 5500К:



Понемногу начинаю угадывать более-менее сжатый диапазон, но пока - трудно.. Понял уже, что чем светлее камень, тем меньше должна быть диафрагма, чем темнее - тем больше. Чем крупнее камень, тем меньше диафрагма, чем мельче камень, тем больше...

Снимки делаются только с использованием дистанционного пульта. Можно использовать опцию "задервки", но при нажатии на кнопку все равно начинается колебание камеры на штативе, которое не всегда полностью затухает к моменту открытия шторки, и страдает резкость снимка. Причина тому, вполне возможно, относительно дешевый и не очень "жесткий" штатив.

Так вроде и все.. Все очень просто - и очень-очень сложно... :)
« Последнее редактирование: 05 Февраля 2013, 22:41:49 от GSK »

Оффлайн imv

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2020
  • Карма: +3/-0
  • КМВ
    • Просмотр профиля
    • Шары из камня
Спасибо, Марк! Очень интересно.
Немного слов о диафрагме. Именно она определяет глубину резкости при съёмке, чем сильнее она закрыта, тем больше длинна резко изображенного пространства, чем больше открыта, тем короче этот диапазон. Ориентироваться можно по шкале глубины резкости, которая есть на Вашем объективе.
При съёмке Вы используете приоритет выдержки, что не совсем хорошо в данном случае, я бы предпочёл режим приоритета диафрагмы. В этом режиме, в зависимости от цели съёмки, установкой диафрагмы Вы можете определить диапазон резко изображенного пространства, а уж необходимое количество света (время экспозиции) подбирается длительностью выдержки. То есть, манипулируя диафрагмой, можно сконцентрировать внимание на определенной части камня (показать определенную грань, включение...) или показать весь камень резко. Конечно же, в пределах разумного в зависимости от размеров объекта съемки и возможностей объектива.

Оффлайн Medwar

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1587
  • Карма: +8/-0
  • Павел, г. София
    • Просмотр профиля
    • http://fotomineral.ru
К сожалению, мне самому не приходилось снимать огранку. Только то, что у нее внутри :)
Порекомендую статью, мне показалась интересной. Вдруг, поможет чем-то.
http://fototips.ru/praktika/fotosemka-predmetov-faq-po-semke-melkoj-predmetki/

P.S> Если закрывать диафрагму сильнее чем F/13, то будет проявляться размытие из-за дифракции, чем уже диафрагма, тем сильнее.
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2013, 12:25:34 от Medwar »

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Друзья, спасибо за советы.. Все учту! Отвечаю в общем:

Про выдержку >  13.. Помнил., что где-то есть такой порог, но не помнил точно этого граничного значения.. Спасибо. Кстати - это заметно, особенно на светлых камнях.

Про то, что лучше поиграть выдержкой - в принципе знал. Все же детство, юность и раннюю зрелость провел с Киев-4М. Обязательно в ближайшей фотосессии (сегодня ) это сделаю, благо есть еще редкости, которые хочется запечатлеть..  Начал с диафрагм, чтобы экспериментально понять пределы фактических, а не расчетных глубин резкозти. То, что пишет объектив в окошке, япросто  не понимаю! К тому же, я убедился, что указанный в описании к объективу минимальный фокус в 38 см относится только к режиму автофокусировки, а вручную на меньших дистанциях благополучно фокусируется, но в какой-то момент понятие глибуны резкозти просто "заканчивается".  Размеры камней разные, цвета/тональности разные. Мне надо найти один или нескольком оптимальных ( макс. открытие, достаточная глубина резк) для разных сочетаний размер/цвет/тон... Либо же понять еще что-то, чего я пока не понял. Вот только я не знаю, о чем это я.. :(

При всем при этом весь обсуждаемый (спасибо еще раз за высказывание мнений и за советы, они очень нужны!) процесс относится только к съемке внешнего вида камней. Сьемка их внутренностей мне интересна даже более, я, собственно, камеру взял как раз с этой целью! А уж макрообьектив, светобокс - докупал позже дополнительно. Для микросъемки данный процесс ни представляет интереса - у меня есть отличный микроскоп, без дополнительных причиндалов позволяющий съемку при увеличении до 200х, с доп лизной - до 400х, но тут есть одно но.. Я не представляю где разжиться стадионным прожектором, без которого съемка даже при 200х почти теряет смысл.. :)

Надо сказать, что по  микро-съемке у маня тоже накопилось много вопросов, но тут чуть проще в одном - пока читаю Койвулу  неторопясь, первые эксперименты методом тыка уже позади.. Вот уж фотограф  так фотограф, и учитель - так учитель!

Оффлайн Medwar

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1587
  • Карма: +8/-0
  • Павел, г. София
    • Просмотр профиля
    • http://fotomineral.ru
Цитировать
Я не представляю где разжиться стадионным прожектором, без которого съемка даже при 200х почти теряет смысл.
Зачем прожектор? Даже обычная мощная лампочка подойдет, или 10Вт-светодиод. Нужно будет увеличивать выдержки и бороться с вибрациями. А еще, у вас, как у геммолога, наверняка есть возможность достать мощные оптоволоконные осветители для микро.
В съемке на больших увеличениях проблема не в отсутствии света, проблема в ультрамалой глубине резкости, и дифракционном пределе, из-за которого нельзя зажимать диафрагму. 

Цитировать
Надо сказать, что по  микро-съемке у маня тоже накопилось много вопросов
Извиняюсь, что сразу не сообразил посоветовать:
photomacrography.net


Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
ВОзможности достать оптоволоконные "гусиные шеи" есть у любого, кто за них в состоянии заплатить. Деваться некуда, и я их куплю, но в самом начале формирования комлекта меня отпугнула цена двухголового сета, составленная из 4-х цифр. Понадеялся найти подешевле, но пока не нашел. А вот с проблемой отсутствия по сути самого понятия глубины резкости я столкнулся, и пребываю в некой растерянности до сих пор.. Сьемка же ведется без объектива, и о диафрагме можно забыть.. Койвула говорит что это проблема им решается при обработке кадра, а не при съемке. А это для меня совсем уж темный лес.

Да, с выдержками в микро тоже бум играть.. С вибрациями проще - микроскоп с весьма тяжелой станиной, крепление переходника камеры жесткое, камера управлется с пульта, а метро под нами нет. Основной источник вибраций - пес, на время любой фотосессии он получает официальное разрешение зайти в спальню и расположиться головой на моей подушке... :)
« Последнее редактирование: 07 Февраля 2013, 01:39:45 от GSK »

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Микрофотография для меня представляется намного более сложным процессом, чем макро.. Часть сложности заключается еще и в том, что в отличии от макро-снимков, микро-снимки, по рассказам Джона Койвулы, Барбры Смигел и других авторитетов, практически в обязательном порядке подвергаются компъютерной обработке. А это для меня совсем наитемнейший лес - фотошоп ввергает меня в состояние грогги.

Так что пока останавливаюсь на тех вариантах микро-фотографий, которые кажутся относительно "нормальными" без дополнительных коррекций. По микро-фото хотел бы получить совет по самой сложной для меня на данный момент проблеме - КАК УДАЛИТЬ ПЫЛЬ С КАМНЯ???!!! Только что макро-сфотографированные камни выглядят прилично, но немедленно после фотосесиии перенесенные из лайт-бокса на рабочий стол микроскопа, камни выглядят ужасающе! Сдувание пули спринцовкой, сметание пыли мягкой кисточкой не дают результата - в оккулярах я вижу только наглое поведение пылинок! Я сметаю их с площадки, и пылинки просто облетают камень вокруг и садятся на павильон! Я переворачиваю камень, сметаю пылинки с павильона - они как ни в чем не бывало возвращаются на площадку.. О том, каким "ершистым" выглядит из-за пыли рундист - вообще молчу!

На фотографиях - рабочее место для микрофото, и все причиндалы, изпользуемые для разглядывания и/или фотографирования камней с использованием микроскопа. Не хватает только дополнительных источников света - гусиных шей. Они находятся в списке приоритетных покупок, но пока только на третьем месте. На первых двух  - компъютеризириванный спектрометр по поглощению и новая, "недорогая", но все же доступная версия миниатюрного рамановского спектрометра. После них - уже будет свет.

Все, что есть: микроскоп, камера и вся "навеска"


В навеске - дополнительные оккуляры 20х, 32х (10х установлены в микроскопе), диффрактор, полязирационные фильтры, имерсионная ячейка, дополнительная 2х линза для объектива, кольца для рабочего стола для крупных камней (стеклянное без фона, с белым и черным фоном), дистаницонный пульта для камеры. Сами оккуляры для фотографирования, естественно, не используются, но, некотором роде,  "помогают" рассмотреть объект фотографирования. На микроскопе уже смонтирован переходник для камеры, в нем также имеется 2х линза.




Камень (розовый скаполит) на рабочем столе микроскопа, готовый к экзекуциям.



Скаполит в оккуляре микроскопа (7,5х)...


... в видоискателе камеры...


и на на дисплее камеры.


Микроскоп и имеющиеся к нему причиндалы позволяют делать снимки при максимальном увеличении 200х, просто рассматривать внутренности (если вообще что-то видно - нужен хороший свет) при максимальном увеличении 320х. И смотреть, и фотографировать можно как падаюшем, так и/или в проходящем (поляризованном и неполяризованном) свете.

Несколько примеров получившихся результатов:

Бесцветный шеелит, Калифорния, 10,10мм, 7,61 кт
Макро


Микро, внешняя подсветка, 160х


Ганит, Бразилия, 5,20х5,20хмм, 1,17 кт
Макро


Микро, проходящий свет, черное поле
30х


100х


Циркон зональный, Шри Ланка, 8,70х5,20мм, 2,12 кт (огранен пластиной толщиной 2,95 мм)
Макро


Микро, проходящий свет, черное поле
40х


100х


Буду благодарен любым советам, не только связанным с пылью. В микрофотографировании я еще больший новичек, чем в макро...
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2013, 21:57:46 от GSK »

Оффлайн Леший

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 394
  • Карма: +4/-0
  • https://sites.google.com/site/kamennyekopi/
    • Просмотр профиля
Соринки-пылинки можно убирать с помощью ретуши и клонирования в фото-редакторах.

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Да, можно.. Но для меня это пока совет из серии "научись управлять самолетом"..  Не умею я пользоваться редакторами, хотя изучать их конечно продолжу и, рано или поздно, научусь.. Проблема в другом - пыль искажает изображение. Ее не должно быть до мимента "снимка" на камне, а не после редактора на фотографии..

Оффлайн Леший

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 394
  • Карма: +4/-0
  • https://sites.google.com/site/kamennyekopi/
    • Просмотр профиля
Тогда поможет только антистатическое оборудование и средства.
А почему кстати пыль искажает изображение, это такой же объект съемки как и камень. Или Вы имеете в виду что фокусировка сбивается?
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2013, 23:29:49 от Леший »

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Средство сдуру вчера попробовал.. Пыли видно не стало.. Камня  - тоже. Антистатик такую пленку создал!!!!

А вот технические средства, оборудование какое-то - да, хотелось бы о таком узнать и найти.. Пока же ничего не приходит в голову кроме как обложить рабочий стол кристаллами турмалина или гемиморфита.. :) Правда, не совсем понятно, какой это даст эффект, когда в микроскопе будет тот же турмалин..  ;D

Оффлайн Леший

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 394
  • Карма: +4/-0
  • https://sites.google.com/site/kamennyekopi/
    • Просмотр профиля
Существуют антистатические боксы, но дорого. Можно собрать антистатическую комнату, но еще дороже))
К тому же все подобное оборудование нуждается в соответствующем уходе и эксплуатации, дополнительно нужна антистатическая одежда и т.д. и т.п.
Проще удалять в редакторе.

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Будем следовать главному завету дедушки Ленина.. :)

Оффлайн Леший

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 394
  • Карма: +4/-0
  • https://sites.google.com/site/kamennyekopi/
    • Просмотр профиля
Medwar может что-нибудь подскажет, я то так, любитель скорее)

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Он один из тех, на кого я надеюсь.. Ждем-ссс.. :)