Еще один камень в стену
Философия
В словаре Сюй Шэня, созданном во времена Восточной династии Хань, "Структура текстов в объяснении знаков" (Шо вэнь цзе цзы) по поводу иероглифа юй говорится: "Нефрит (юй) - это красота камня. Он обладает пятью качествами.
• То, что он тёплый от напитанности и насыщенности - это свойство доброты.
• То, что по структуре узоров можно узнать, каков он внутри, это свойство осознанности.
• То, что у него чистый и широкий звук, который слышно издалека, это свойство мудрости.
• То, что его трудно разбить и поломать, это свойство доблести.
• То, что острыми гранями он не причиняет страданий, это свойство духовной чистоты".
Описание трёх сенсорно ощутимых свойств нефрита: Вэнь, Жунь, Цзэ.
Вэнь означает тёплый. В человеке это - Жэнь, доброта. Первое качество, которое воплощает в себе нефрит.
Жунь, само по себе, означает питать. Другая трактовка указывает на - заботиться, играть, получать удовольствие. По этому, нефрит и полагается держать в руках. Его гладят. Новый предмет, если ты его держишь в руках, почти на глазах начинает менять структуру блеска. Он впитывает нечто. Можно конечно сказать, что это тип полировки, но изначально ему придаётся вот такое мистическое качество, в котором он постоянно взаимодействует с человеком.
И третий - Цзэ (тотже иероглиф, что в фамилии Мао Цзэ Дуна), на самом деле означает водоём, болото или пруд. И одновременно он имеет значение питать. В китайской медицине, Цзэ обозначает здоровый глянец, здоровую влажность кожи.
О пользе разглядывания нефритовых предметов.
Нефрит текуч и волокнист. Вот есть предмет. В этом свете он смотрится по-другому, он другого вида, он другого типа, чем он при другом свете. Он по-другому выглядит при свечах, он по-другому выглядит при дневном свете, при солнце, без солнца. И поэтому изучение и работа с нефритом - она состоит в том, что ты, во-первых, просто учишься внимательно вглядываться в материал, и тем самым тренируешь… Вот эта маленькая лошадь. На неё смотришь - пьёт, что ли? Практически никто с первого раза не видит, что на лошади сидит обезьяна. Она маленькая, с глазками прорезанными, сидит, цепляется. Этот предмет - он ритуальный. Называется Ма Шан Фэн Хоу - обезьяна сидит на лошади. Что означает "быстро продвигаешься по социальной лестнице". Предмет является атрибутикой Фэншуя, и используется для того, чтобы обеспечить удачное продвижения в карьере, социальной лестнице. И работая побобным образом с нефритом, можно обнаружить в себе привычку внимательно всматриваться окружающий мир. По-китайски это называется Си Шан, или Вань. Антиквариат вообще называется Гу Вань - древние забавы. Вань означает просто поиграть. То есть радоваться, и наслаждаються. Радуются оценивая. Как с предметами древнего антиквариата, или с лучшими образцами поэзии и живописи. "Вынесли свитки, чтобы понаслаждаться ими". Достали свитки, развернули, сидят и наслаждаются, радуются. Вань - забавляются.
Философия
В словаре Сюй Шэня, созданном во времена Восточной династии Хань, "Структура текстов в объяснении знаков" (Шо вэнь цзе цзы) по поводу иероглифа юй говорится: "Нефрит (юй) - это красота камня. Он обладает пятью качествами.
• То, что он тёплый от напитанности и насыщенности - это свойство доброты.
• То, что по структуре узоров можно узнать, каков он внутри, это свойство осознанности.
• То, что у него чистый и широкий звук, который слышно издалека, это свойство мудрости.
• То, что его трудно разбить и поломать, это свойство доблести.
• То, что острыми гранями он не причиняет страданий, это свойство духовной чистоты".
Описание трёх сенсорно ощутимых свойств нефрита: Вэнь, Жунь, Цзэ.
Вэнь означает тёплый. В человеке это - Жэнь, доброта. Первое качество, которое воплощает в себе нефрит.
Жунь, само по себе, означает питать. Другая трактовка указывает на - заботиться, играть, получать удовольствие. По этому, нефрит и полагается держать в руках. Его гладят. Новый предмет, если ты его держишь в руках, почти на глазах начинает менять структуру блеска. Он впитывает нечто. Можно конечно сказать, что это тип полировки, но изначально ему придаётся вот такое мистическое качество, в котором он постоянно взаимодействует с человеком.
И третий - Цзэ (тотже иероглиф, что в фамилии Мао Цзэ Дуна), на самом деле означает водоём, болото или пруд. И одновременно он имеет значение питать. В китайской медицине, Цзэ обозначает здоровый глянец, здоровую влажность кожи.
О пользе разглядывания нефритовых предметов.
Нефрит текуч и волокнист. Вот есть предмет. В этом свете он смотрится по-другому, он другого вида, он другого типа, чем он при другом свете. Он по-другому выглядит при свечах, он по-другому выглядит при дневном свете, при солнце, без солнца. И поэтому изучение и работа с нефритом - она состоит в том, что ты, во-первых, просто учишься внимательно вглядываться в материал, и тем самым тренируешь… Вот эта маленькая лошадь. На неё смотришь - пьёт, что ли? Практически никто с первого раза не видит, что на лошади сидит обезьяна. Она маленькая, с глазками прорезанными, сидит, цепляется. Этот предмет - он ритуальный. Называется Ма Шан Фэн Хоу - обезьяна сидит на лошади. Что означает "быстро продвигаешься по социальной лестнице". Предмет является атрибутикой Фэншуя, и используется для того, чтобы обеспечить удачное продвижения в карьере, социальной лестнице. И работая побобным образом с нефритом, можно обнаружить в себе привычку внимательно всматриваться окружающий мир. По-китайски это называется Си Шан, или Вань. Антиквариат вообще называется Гу Вань - древние забавы. Вань означает просто поиграть. То есть радоваться, и наслаждаються. Радуются оценивая. Как с предметами древнего антиквариата, или с лучшими образцами поэзии и живописи. "Вынесли свитки, чтобы понаслаждаться ими". Достали свитки, развернули, сидят и наслаждаются, радуются. Вань - забавляются.
Минералогия
Что же такое нефрит? Водный силикат кальция, магния и железа, плотный спутанно-волокнистый агрегат, так определяет нефрит энциклопедия минералов. "Юй" , так называется в Китае все многообразие нефрита и жадеита, "иешм" называли его персы, "яспис" - греки, "каш" - монголы, "пунаму" - маори Новой Зеландии. Название нефрит (от греческого "нефрос" - почка) появилось только после открытия Америки. С 1647 г. появляется термин "jade", которым до нынешнего времени в мировой торговле самоцветами называются нефрит и жадеит, а иногда и их заменители и подделки.
Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит "Бай Юй", который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе с Туркестаном, мирового центра по добыче нефрита. В своё время там было Хорезмское царство. Безупречный бай юй имеет цвет как "баранье сало", жирный блеск, гладкую шелковистую поверхность и просвечивает насквозь, идеально однороден по структуре. Изделия из этого нефрита стоили чрезвычайно дорого во все времена. Существует запись о том будто один из правителей, чтобы приобрести замечательный диск гуй би, передал за него взамен 15 городов. Бай юй может иметь различные оттенки: кремово-бежевый, желтоватый, серый, зеленовато-серый, коричневый разной интенсивности.
Также высоко ценится нефрит редких расцветок: желтый как сера Тянь-Шаньский нефрит, черный как лак, красный как петушиный гребень, голубоватый и лавандовый нефриты. Самым разнообразным по количеству оттенков бесспорно является зеленый нефрит. Все оттенки листвы в сущности передаются окраской этого камня, интересна бело-зеленая разновидность "мох, пробивающийся сквозь снег", яблочно-зеленый и темно-зеленый с черными графитовыми включениями (широко известны в России по изделиям К.Фаберже).
Нефрит:
• считается в Китае драгоценным камнем. Но как существует большая разница между простым кристалликом изумруда и ювелирным изумрудом, также различаются разные виды нефрита. Чем выше его плотность, тем он больше ценится.
• идеально подходит для резьбы. Это твёрдый материал, который не царапается сталью. Нефрит добывают в горах и по берегам рек. Больше ценится нефритовая галька, потому что она обладает гораздо большей плотностью. Гальки могут быть покрыты следами окисления, которые мастера никогда не убирают и непременно вписывают их в композицию поделки, вырезая по окислу мелкие детали.
• имеет волокнистую структуру, это аморфно-кристаллический материал. И в своей кристалличности он проводит через себя определённые ощущения. В китайской традиции нефрит рассматривается как живое, интерактивное существо. Китайская поговорка гласит: "человек питает нефрит, нефрит питает человека". Если спросить о свойствах нефрита современного китайца, он скажет, что нефрит "отгоняет искажения", то есть, вредоносные влияния.
Ритуал
Сложно найти такое китайское литературное произведение, где бы не упоминался нефрит. В китайской традиции иероглиф юй указывает на понятие драгоценного, красивого, прекрасного. Юй ци (изделия из нефрита) в древнекитайской культуре воспринимались как таинственные и непостижимые предметы, несравнимые с изделиями из других материалов; так же они воспринимаются и в наши дни. Изначально нефритовые предметы относились к области сакральной, магической. Из нефрита изготовляли так называемые "шесть инструментов" (лю жуй) использовавшиеся в ритуальных обращениях к духам Неба, Земли и четырёх сторон света.
В Книге "Чжоусских ритуалов" в главе "Да Цзун Бо" сообщается: "Из нефрита делают шесть орудий, которыми осуществляют ритуалы Неба, Земли и шести сторон.
• Голубое кольцо БИ используется для ритуальной работы с Небом.
• Желтый цилиндр ЧЖУН применяют в ритуальных действиях с Землёй.
• С зелёным скипетром ГУЙ совершают ритуалы Востока.
• С красной пластиной ЧЖАН делают ритуалы Юга.
• Белой дугой ХУ делают ритуалы Юга.
• Чёрным полукольцом ХУАН делают ритуалы Севера".
Есть более поздний комментарий на этот текст. Господин Чжэн комментирует: "При совершении ритуальных действий определённым духам требуется символизация соответствующих признаков:
• Круглая форма БИ символизирует Небо.
• Восемь сторон цилиндра ЧЖУН символизируют Землю.
• Заострённость скипетра ГУЙ символизирует весну, когда начинается рождение предметов.
• Половина скипетра ГУЙ называется ЧЖАН. Он символизирует лето, когда предметы становятся наполовину сухими.
• Свирепость тигра, по имени которого называется дуга ХУ, символизирует строгость осени.
• Половинка от кольца БИ называется ХУАН, она символически указывает на зимний период, когда всё закрывается на хранение, и на Земле больше нет предметов, только половина осталась на Небе".
Все изделия из нефрита являются одновременно и предметами для фэн-шуй, как по форме, так и по содержанию. Например, ваза, которая ставилась в доме, была не просто вместилищем цветов. Китайское слово ваза читается как "пин", что созвучно прочтению иероглифа, означающего "мир", "покой". Следовательно, ваза выполняла умиротворяющую функцию через работу с этим образным символическим пространством. Практически все сюжеты поделок из нефрита исходят изначально к магическим, которые потом переросли в орнаментально-символические сюжеты, связанные с привлечением счастья, достатка, здоровья и долголетия.
Искусство
Предметы декоративно-прикладного искусства в любой культуре несут на себе многослойность смысловой нагрузки и многозначность символики. Для Китая это верно в превосходной степени. Традиционная китайская символика изощренно сложна и охватывает все стороны жизни людей. Нельзя желать что-либо и указывать на что-то значимое и настоящее впрямую. Всегда ищется способ опосредованного обращения, скрытого для непосвященных смысла. И чем сложнее узор символического ряда тем больше шансов, что послание дойдет по назначению. Символы и амулеты связывают мир людей с высшим миром, напоминая нам что когда-то все люди верили в волшебство, абсолютно все.
Именно нефрит чаще всего используется для амулетов-оберегов. Во-первых, он прочный и вечный материал, во-вторых, теплый и приятный на ощупь, почти живой, в-третьих, любование игрой света, чистотой цвета и глубиной камня учит внимательному вглядыванию в узор бытия. Сам по себе иероглиф Нефритовый амулет "Юй Фу" несет сакральный смысл и является счастливым оберегом. Многозначна символика нефрита - это и эталонная базовая драгоценность, и символ чистоты и добродетели, и символ бессмертия, элемент в даосской алхимии, и эротический символ.
Символика, наработанная веками ритуала, в сочетании с энергией камня, и внимательное взаимодействие с амулетом (т.е. сочетание "трех драгоценностей" Неба, Земли и Человека) позволяют получить мощный инструмент связи с мистической реальностью или Космосом, как вам больше нравится.
Наряду с появлением декоративных украшений и предметов среды, все больше ценятся реплики древних изделий, и даже просто воспроизведение стиля предыдущих династий. Новые появившиеся формы - это плакетки (пластинки с надписями и изображениями), резные экраны, вазы с очень сложной резьбой, висячими кольцами и цепями, выполненными из целого куска камня, предметы "кабинета ученого", жезлы жуи , пейзажные камни(?) и т.д. Часто используются благопожелательные надписи и стилизованные иероглифы, сами имеющие функцию оберегов.
Легенды
Для китайцев нефрит (Юй) - это синоним драгоценности и совершенства. Именно с нефритом связаны наиболее красивые легенды и названия. Легендарный правитель древности "Нефритовый император" (Юйхуан шанди), небесный трон Будды сделан из нефрита, на горе Куньлунь на берегу нефритового пруда растет Дерево бессмертия, до сих пор у трети китайских девушек в имени присутствует иероглиф Юй. С незапамятных времен мудрецы уподобляли нефриту разные доблести. Конфуций писал: "...Нефрит, как сила познания, ибо гладок и блестит. Он как справедливость, ибо у него острые края, но они не режут. Он как покорность, ибо стремится вниз, к земле. Он как музыка., ибо издает чистые, ясные звуки. Он как правдивость, ибо не скрывает изъянов, которые лишь усиливают его красоту. Он как земля, а его стойкость рождена горами и водой."
Нефрит – это каллиграфия вечности, и каждый взгляд, обращённый к нему –
это иероглиф «вечность», который
пишется в бесконечной глади небесной бездны,
отражённой в зрачке.
Обращая свой взор в древность, я ничего не вижу, но что-то мне подсказывает, что не нужно тут же возвращаться обратно, стоит ещё немного потерпеть, немного напрячься. Древность – это древо, которое по стволу ведёт к корню, и я махонький листок в огромной кроне, устремляю себя к корням. Через корни я могу постичь суть земли, пока еще не вернулся в неё в свою осень. И всегда китайцы обращали свои взоры в древность. Обращение к древности – это качество отношений с временем. А время – это поток ощущений, который формирует нас, разными завихрениями создавая сложнейший узор воспринимаемого, переживаемого мира. И предметы, приходящие из древности, - это якоря, это связки. Это не просто следы и свидетели, это участники, это долгожители, которые несут в себе ощущения. Они способны вызывать эти ощущения в нас, они могут восстанавливать сообщение. Потому древний предмет, который прошёл через руки, через землю, через воздух, а самое главное через время, он становится главнее, чем мы, просто в силу своего возраста. Мы можем наделить его самобытностью, присвоить ему имя, и он будет носить это имя по праву. С ним можно разговаривать, можно задавать вопросы, он будет отвечать. Обязательно будет отвечать, правда он не торопится, потому что знает многое о времени такого, чего нам знать не дано.