Автор Тема: Немного о ювелирке: Кулон как зеркало истории  (Прочитано 5580 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Кулон как зеркало истории Часть1

Ожерелья… Кулоны… Колье… Подвески… Как много в этом звуке для уха русского дано! Сразу вспоминаются Д’Артаньян и Анна Австрийская с их алмазными подвесками…

Кулоны — один из самых древних видов украшенийВыточенные из кости кружки на груди скелетов в испанских пещерах возрастом 55 тысяч лет — факт общеизвестный. Другой, несколько моложе, бывший хозяин останков из Швейцарии, ему всего то 15 тысяч лет, подарил нам такой же костяной кружок, но уже украшенный резным орнаментом, с продетым сквозь кулончик шнуром из просоленной звериной жилы. Древним людям не было чуждо чувство прекрасного, замешанное на мистических повериях, и они, как могли, украшали себя. Даже трудно сказать, что именно — серьги или кулоны — являются самыми древними видами ювелирных украшений.

С овладением железом и бронзой появились и металлические кулоны. При раскопках поселений одного из древнейших государств Европы — царства Урарту, были найдены бронзовые предметы, назначение которых не могло вызвать сомнений. Это были ювелирные украшения, подвешиваемые на шею — бронзовые ожерелья, составленные из нескольких однотипных кулонов.

Кулон Урарту

Достоверно известно, что кулоны с оправленными драгоценными камнями уже были в ходу в древнем Египте. Царица Клеопатра, из всех драгоценных камней признававшая только изумруд, дарила своим приближенным золотые кулоны с изумрудами, добытыми в ее копях в Аравии. На камнях были выгравированы ее изображение и имя. А знаменитый золотой жук-скарабей был даже похоронен вместе со своим владельцем — Тутанхамоном. От Клеопатры, видимо, сквозь века унаследовал страсть к подобным подаркам и римским император Нерон. Будучи не только жестоким правителем-самодуром, но и страстным почитателем искусств, Нерон дарил кулоны с драгоценными камнями, и тоже с гравировками портрета на камнях, артистам римских театров, полюбившимся ему во время представлений.

Древний Египет

Фантастические по красоте и сложности работы ювелирные украшения, вырезанные из цельного золота, были найдены в захоронении ногайской царицы в Поволжье, относящемся к I веку до нашей эры. Ожерелья и подвески, кулоны и гривны, кольца и браслеты, запонки и броши. Имя автора, к сожалению, неизвестно, иначе оно стояло бы перед Фаберже в одном ряду.

Многообразие форм, видов и цветов кулонов поражает даже самых искушенных знатоков ювелирных украшенийВ средние века кулоны особенно полюбились двум знаменитым итальянским семействам — Медичи и Борджиа. Фокус с открывающимися перстнями Борджиа и хранившимися в перстнях ядами был раскрыт достаточно быстро. При дворе неаполитанского короля некоторое время даже действовал запрет на ношение колец. И талантливые итальянские ювелиры придумали открывающиеся кулоны. В одном из флорентийских дворцов хранится экспонат из частной коллекции, в некотором роде уникальный. Кулон с довольно крупным хризопразом, который распилен пополам «вдоль». Верхняя половинка камня откидывается как крышечка, а внутри камня вырезана маленькая камера для хранения яда. Кулон этот, действительно, — технически совершенное изделие. Молва приписывает его создание то ли Микеланджело, то ли Леонардо да Винчи, но в это верится с трудом. Известно, что оба были блестящими ювелирами, но реальная, подтвержденная фактами история, не знает ни одного случая создания этими великими людьми орудий подлых убийств. Так что, скорее всего, не все имена талантливых ювелиров того времени нам известны.

Чуть подробнее хочется остановиться на имени Леонардо да Винчи. Великий художник, скульптор, инженер, математик, анатом, Леонардо предопределил и пути развития ювелирного дела. Мало кто знает, что именно он первым придумал закрепку драгоценных камней в крапана. Именно Леонардо впервые спаял два отдельных кусочка золота и кусочки золота и серебра, придумав припой. О том, что Леонардо изобрел устройство, напоминающее газовую горелку, было известно давно. После его изобретений у ювелиров появились практически неограниченные возможности по созданию ювелирных украшений. Техника этой работы сделала такой огромный шаг вперед, что практически не изменилась с тех пор до наших дней!

Начиная со средних веков основным объектом в подвесных ювелирных украшениях становятся драгоценные камни. Всех элитам всех стран и сообществ того времени хотелось выделяться среди окружающих, в том числе и обладанием больших и немыслимо дорогих драгоценных камней. (Не странно ли — какая сильная и прочная наследственность у элит!). Но на палец булыжник не наденешь, да и уши у всех не железные. И тут на выручку пришли кулоны и подвески. Камни, вес которых можно измерять уже не каратами, а граммами и десятками грамм, более комфортно все же носить на шее, а не на пальцах или в ушах. В ход пошли огромные кристаллы, гигантские топазы, аметисты, шпинели, рубины. Кулоны из сокровищницы саксонских курфюрстов, размером с ладонь и даже крупнее… Коллекция украшений Анны Австрийской… Фамильные украшения Борджиа и Габсбургов… От богатства цветовой палитры драгоценных камней рябит в глазах, а размеры драгоценных камней и самих кулонов и подвесок вызывают искреннее уважение к физической форме их бывших обладателей.



Подзабытый факт: знаменитые яйца Фаберже создавались вовсе не как мини-скульптуры для хранения на полках в подставках. Фаберже создавал кулоны! Но с течением времени царицы и княгини растеряли, видимо, силы и выносливость, и изначальное предназначение яиц постепенно ушло в небытие.

Начиная со средних веков, золотые кулоны стали не просто ювелирными украшениями. Во многих странах мира кулоны превратились еще и в знаки отличия, награды. Русские и французские ордена, германские кресты — все это носилось на шее, подвешенным на ленточку. Чем не кулон! А для путешественников и мореплавателей тех времен именно кулоны превратились в нечто, связывающее их с домом, с семьей. В кулонах хранили миниатюрные портреты любимых, пучки волос жен и детей, щепотки родной земли.



Кулонами защищались от сглаза, нося подвешенный на груди Глаз Бога. Вот ведь как история поворачивается. При всеохватном средневековом европейском антисемитизме вся Европа спасала себя от сглаза одним из древнейших еврейских символов!

Современность мало что изменила в технике и конструкции кулонов и подвесок. Разве что более совершенные технологии и материалы позволяют создавать еще более сложные работы, хотя в любом случае все зависит в первую очередь от мастерства ювелира. Разнообразие огромно и не поддается описанию. Но мы, тем не менее, попробуем кратко об этом рассказать. В части №2.
« Последнее редактирование: 15 Сентября 2010, 20:21:16 от GSK »

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Re: Немного о ювелирке: Кулон как зеркало истории
« Ответ #1 : 15 Сентября 2010, 20:19:13 »
Кулон как зеркало истории Часть 2

Иногда каждого художника-ювелира, как и любого художника вообще, посещает муза. Муза у каждого художника своя, личная, и нашептывает она ему иногда самые необычные мысли, снимает ограничения, наложенные на высоту полета его фантазии… И художник начинает творить! В какие именно драгоценности преобразуется этот взрыв творчества и фантазии? Правильный ответ с очень большой вероятностью — кулоны.

Творя кулон, художник не связан ни размером, ни весом, ни формой. Если он хочет использовать драгоценный камень весом так карат под 50 или 100, ювелир не будет задумываться о том, что камень может оказаться больше руки (в кольце), или где найти такие грузоподъемные уши (серьги). Матушка-природа так распорядилась, что вериги легче всего носить на шее.

Но драгоценные камни для кулона не обязательны. Ювелиры любят работать с металлом. Чаще всего это золото различных оттенков. Многие из них предпочитают создавать не миниатюры для музеев микроскопического искусства, а картины и орнаменты в металле, вполне заметные без увеличительного стекла даже для полуслепых людей.

Так было всегда, так есть и так будет, современность вносит лишь коррективы в виде различных материалов, которые могут быть использованы при создании ювелирного изделия. Сейчас уже никого нельзя удивить сочетанием золота, серебра, стали, дерева, кожи, пластика…

Какие они, современные кулоны из золота? Условно их можно разделить на 2 основные группы:

Кулоны из золота без драгоценных камней. В кулонах из золота, не обремененных драгоценными камнями, как раз и проявляется мастерство ювелира. Камень притягивает к себе взгляд и самим фактом своего наличия уже делает ювелирное изделие ярким и заметным. А если камня нет, притягивать взгляд должны какие-то детали рисунка, орнамента, или необычный дизайн в целом. Все согласятся, что без камня добиться этого не так просто, как может показаться с первого взгляда.



Кулоны без драгоценных камней широко распространены и исторически имеют определенное назначение. В первую очередь такие кулоны были символами религиозных и мистических культов. Христианские кресты, иудейские звезды Давида, мусульманские полумесяцы. Глаз Судьбы, Рука для чтения Торы, Перст Указующий, всевозможные буквы всевозможных алфавитов, тотемные знаки американских индейцев, оскалы африканских богов, змейки судьбы и кольца жизни… Все, что человечество сумело наполнить религиозным или мистическим смыслом, мы умудряемся носить на своих шеях;

Кулоны из золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. А вот тут, как говорится, педаль в пол, рычаг высоты на себя — и фантазия устремляется в полет в бесконечную высоту! Хотите один маленький камешек и кулончик размером едва больше, чем дырка в пуговице на ее блузке? Нет проблем. Хотите, чтобы она тренировала мышцу спины, стараясь держать спину прямой — повесьте ей на шей килограммовый булыжник, обрамленный золотом. Вопрос здравого смысла присутствует, а с технической стороны тоже никаких проблем!

Хотите кулон с бриллиантом? А может быть к синеве ее глаз лучше подойдет сапфир? А как замечательно будет выглядеть изумруд, обрамленный в белое золото или шикарный аметист в красном золоте! Бесконечное множество вариантов.



Кулоны состоят из нескольких основных деталей: основания, подвески, накладки, соединительного ушка и подвесного ушка. В упрощенных конструкциях некоторые из деталей могут отсутствовать, но, как минимум, всегда останутся подвеска и подвесное ушко.

Простейшие и наиболее доступные по цене кулончики с одним полудрагоценным камнем представляют собой стандартные касты, к которым припаяно подвесное ушко. Для таких кулонов используют недорогие камни всевозможных цветов стандартных, как правило, огранок. Часто такие кулоны украшают дополнительно маленькими бриллиантами. Цвет золота может быть любым, зависит от вкуса покупателя. Для камней с насыщенным, ярким цветом предпочтительнее использовать желтое или красное золото, а для камней ненасыщенных, таких как топазы, аквамарины, лучше использовать белое золото, подчеркивающее красивый нежный цвет камня.



Кулоны с бриллиантами тоже отличаются исключительным разнообразием. Кулоны с крупным центральным камнем или кулоны с множеством мелких камней, или комбинация центрального камня и мелкой «обсыпки». Перечислять формы таких кулонов нет смысла — это почти все существительные из толкового словаря! А вот выбор цвета золота имеет значение. Если для создания кулона используются чистые бриллианты высокого цвета (1–5), то предпочтительнее сделать кулон из белого золота. Такой металл подчеркнет и чистоту, и «бесцветность» бриллиантов, а желтый или красный цвет золота сделает бриллианты визуально желтее, чем они есть на самом деле. Да и выглядеть такие бриллианты будут дешевле. Для не очень чистых бриллиантов, и для бриллиантов с цветом ниже 5 лучше подходят кулоны из красного и желтого золота. Камешки «желтят» сами по себе, а включения ухудшают преломление света в гранях бриллианта, рассеивают цвет. Желтый или красноватый цвет металла скрадывает эти недостатки.



То же самое можно сказать и о кулонах с природными сапфирами, рубинами, изумрудами, александритами. Такие камни крайне редко бывают чистыми, но уж если нашелся для кулона чистый камешек, он должен быть на фоне белого золота, и по возможности — с открытым основанием, чтобы цвет по максимуму проходил через камень. А вот сильно включенные камни (имеющие значительное число посторонних вкраплений и включений) лучше закрепить в кулон из красного или желтого золота, с наглухо закрытой базой. Свет не будет проходить сквозь камень, зато будет наиболее эффектно отражаться от камня, и визуально придаст ему «игру», не свойственную малопрозрачным камням.

Кулоны с цветными драгоценными камнями очень часто делают с большим цветным центральным камнем и боковыми бриллиантами. При этом цвет металла может быть комбинированным. К примеру, яркий чистый сапфир закреплен в касте из белого золота, а мелкие боковые бриллианты средней чистоты и среднего цвета закреплены в подвеске из желтого или красного золота. Или наоборот. Непрозрачный изумруд закреплен в желтом касте, а мелкие чистые бесцветные бриллианты покоятся в белой подвеске.
Несколько отдельных слов заслуживает такая деталь кулона, как подвесное ушко, или «бельер». Нередко эта деталь является не только «дыркой» для цепочки, но и самостоятельным украшающим элементом. Подвесное ушко может быть не просто колечком, а капелькой, листочком, буквой алфавита, чем угодно… Очень часто бельер может быть украшен одним или несколькими маленькими камешками, в основном бриллиантами.



Вариантов кулонов современная ювелирная промышленность и частные ювелиры производят настолько много, что их не описать даже в книге, не говоря уж о паре статей... Множество вариантов цвета драгметалла, драгоценных камней, конструкций кулонов — в этом изобилии вариантов легко «потеряться», если хотя бы на миг забыть о самой главной «путеводной звезде» выбора ювелирных украшений — украшение должно нравиться вам и доставлять вам удовольствие. Все остальное — вторично.

Покупайте кулоны! Любите кулоны! Носите кулоны! Они настолько разнообразны, что каждый человек, мужчина или женщина, сможет найти себе подходящий кулон, подчеркивающий именно его или ее индивидуальность!