Автор Тема: Изготовление шлифов и аншлифов  (Прочитано 22676 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alexstАвтор темы

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
  • Карма: +0/-0
  • Днепропетровск
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« : 18 Января 2010, 09:44:06 »
Уважаемые фоумчане! Есть ли у кого-либо сведения по технологии изготовления шлифов и аншлифов для микроскопического исследования, т.е. вся последовательность изготовления, инструмент и абразивы для шлифовки, полировки? В идеале - это методика из какого-либо руководства (устроит и на английском).
Насколько трудно, по вашему мнению, реализовать этот процесс в домашних условиях?



Оффлайн sanarka (1958)

  • stranger
  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #1 : 18 Января 2010, 10:17:25 »
Мы делали шлифы в условиях учебной мастерской. Дело не сложное, но нужен рядом петрографический микроскоп, чтобы проверять толщину заготовки.
1. Сделать заготовку - срез толщиной 1-1,5 мм.
2. Тщательно проработать одну сторону на алмазном или микрошлиф. порошке
3. Наклеить канадским бальзамом на предметное стекло (без пузырьков!)
4. Произвести доработку толщины заготовки до 0,3 мм
5. Накрыть покровным стеклом (на канадский бальзам)
6. Шлиф готов.
В работе тщательность и щепетильность.

Оффлайн alexstАвтор темы

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
  • Карма: +0/-0
  • Днепропетровск
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #2 : 18 Января 2010, 14:58:40 »
Спасибо, но еще несколько вопросов:
1.Какой инструмент требуется для получения среза: пила обычных размеров или микродиск? Как фиксировать заготовку, чтобы пластинка 1,5 мм толщиной не отламывалась при нарушении параллельности оси пилы и направления подачи заготовки. Или подача производилась вручную, в надежде на то, что отломанный случайно кусочек уже будет нужной для шлифа площади (хотя бы 1,5 см2). Как я понял, строгой параллельности плоскостей распилов пластины не требуется, это достигается на стадии последней шлифовки.
2.Как держать тонкую пластину при шлифовке первой стороны? Надо ли ее шлифовать несколькими порошками или каким-то одним номером?
Пластина не полируется? Матовость шлифовки удаляется канадским бальзамом?
3.Опять же, доработку второй стороны шлифа надо производить несколькими номерами абразивов или одним, т.к. требуется сначала снять довольно толстый слой (больше мм), а потом выровнять. Или шлифовать только самым мелким, но дольше?
4.Как клеить без пузырьков, надо ли прогревать стекло и заготовку как при склейке оптики?
5. Аншлифы полируются до зеркального блеска или тоже пришлифовываются и покрываются бальзамом?
6. Чем можно заменить канадский бальзам?

Есть ли у кого-нибудь также книжная методика, может из старых книг, наверняка она будет проще?

Оффлайн Cord

  • stranger
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13622
  • Карма: +2/-0
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #3 : 18 Января 2010, 19:18:05 »
Тут самая сложная операция, п.4.- доводка до нужной толщины (вообще-то пластинки материала в шлифах значительно тоньше указанной, но вручную их не сделаешь, это уж точно, невозможно "на глазок" соблюсти равную по всей площади толщину). Полировать шлифы не надо, достаточно шлифовки 50 мкм. Аншлифы- обязательно. Пластину, если ломается, можно отпилить и толще, и неважно, что спил неровный, обработать одну сторону, наклеить, дальше обдирать выравнивая (тут нужна алм. планшайба, безусловно) и шлифовать вторую. Если образец трещиноват- наклейте его на стекло в "кубике" одной обработанной стороной, затем отпилите максимально лишнее, обдирайте и шлифуйте уже свободно... Это всё "техника", но вот насколько пригодны такие шлифы к работе мне судить трудно... Чем заменить канадский бальзам можно найти в инете... Добавлю. По "трудности". Если Вы не занимались камнеобработкой (судя по вопросам- не занимались), то работа это невыполнимая.
« Последнее редактирование: 18 Января 2010, 19:35:29 от Cord »

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #4 : 18 Января 2010, 22:54:53 »
Толщина стандартного петрографического шлифа - 30 мкм = 0,03мм.
Требуется более 15 операций на один препарат.
Отечественный продукт называется "пихтовый бальзам". Дорогое удовольствие из-за особой его чистоты (канифольные заводы изготавливают его только по спец.заказу). Замены для него нет - важен особый показатель преломления, и ряд других свойств, присущих только этому веществу. Полимерные смолы типа эпоксидки тоже используют, но для другого типа шлифов.
  ... и т.д. ...
Про аншлифы ...  есть очень значительная разница между "зеркальной" полировкой штуфа и "микрополировкой" аншлифа и боже упаси какое-то покрытие.  Изучаются они под рудным микроскопом в отраженном свете и здесь важна чистота поверхности препарата. У каждого минерала - своя отражательная способность, свой цвет, рельеф, структура.
 Вобщем это целая наука, изготовление - искуство, процесс реализовать можно в специализированной мастерской при наличии оборудования, инструмента, материалов. А дома возможно сделать единичные препараты на подручных средствах и, скорей всего, сомнительного качества.
К сожалению я не знаю опубликованных подробных методик. Раньше в СУСНах был описан состав работы в общих чертах. В учебниках по материаловедению тоже лишь краткое описание типа: отпилить, наклеить, согнать ,довести, покрыть...

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #5 : 18 Января 2010, 23:36:04 »
Мастерству изготовления шлифов очень трудно научиться по словам. Опыт передается от мастера к мастеру из поколения в поколение. До перестройки  в каждом отраслевом институте была своя мастерская, делавшая шлифы для своих нужд. Теперь остались единицы . :(   

«Шлифыjpg» на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #6 : 18 Января 2010, 23:48:09 »
Это было несколько "натюрмортов" по теме.  ;) А еще нужны шлифпорошки, планшайбы, полировальники, отрезные круги, микроскопы, электроплитка, станки и помещение , в котором все это хранить и место для работы.
Ну ладно, на сегодня пока хватит. ;D

Оффлайн alexstАвтор темы

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
  • Карма: +0/-0
  • Днепропетровск
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #7 : 19 Января 2010, 11:02:18 »
Спасибо, это уже очень много информации. Действительно, в книгах, которые мне доводилось видеть, методики описаны примитивным образом, без особых уточнений. И еще я понял, что стоит начать с элементарных операций камнеобработки, чтобы начать чувствовать процесс рукой и глазом (и ухом - по хрусту порошка). Но меня интересует это дело и я постараюсь его реализовать.
Наверное, в качестве базы можно использовать сведения о конструкции станков, уже приведенные на форуме в этом разделе.
...Абразив, в смысле оксид хрома, тоже приходится получать самостоятельно, из дихромата? Он получается нужной степени тонкости? И используется на последней стадии шлифовки?
Насколько долго идет процесс сошлифовки с пластины, скажем, гранита, слоя толщиной в 1 мм?

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #8 : 19 Января 2010, 21:33:08 »
Еще несколько фоток:
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
На первых двух - процесс получения окиси хрома при сжигании двухромовокислого аммония (оранжевого порошка). Это для "микрополировки" аншлифов.
На третьей -  доводка шлифа. Здесь опять уточню: сторона шлифа, которая приклеена к стеклу шлифуется свободным абразивом 28-20 мкм; доводка тоже свободным абразивом,но всего 5 мкм.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #9 : 19 Января 2010, 21:59:58 »
alexst А зачем это все лично Вам?
Как бы Вы  начинаете своими вопросами вторгаться уже в запретную зону коммерческих интересов!  ;)
Да,еще одна беда - полная каша с терминологией :(

Поздно, продолжим в следующий раз.
« Последнее редактирование: 19 Января 2010, 22:09:01 от Батька »

Оффлайн alexstАвтор темы

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
  • Карма: +0/-0
  • Днепропетровск
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #10 : 20 Января 2010, 15:40:18 »
1.Коммерческого интереса не имею.
2.Интереса к чисто художественной камнеобработке пока что тоже.
3.Разбираясь в своих минералогических интересах, постоянно понимаю, что горные породы мне не менее интересны, чем индивидуальные минералы.
4.Горные породы всегда эффектней смотрятся во "вскрытом" виде.
5.Кроме того, во мне всегда жила любовь к миниатюрному, в т.ч. и к его наблюдению.
6.На меньших образцах легче научиться обработке камня (меньше затрат) и приобрести аккуратность в работе.
7.Мне нравится творческий труд, тем более, если он связан с моими интересами.

Вот такие доказательства. В принципе, тренироваться можно уже и с имеющейся информацией. Уверен, что с практикой появится и опыт.

Оффлайн Cord

  • stranger
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13622
  • Карма: +2/-0
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #11 : 20 Января 2010, 15:51:28 »
Тогда собственно "шлифы" как таковые Вам и не нужны, а нужны лишь тонкие пластинки или некрупные полировки ("аншлифы"), делать каковые научиться вполне возможно и в домашних условиях, чтобы любоваться ими в дальнейшем "не вооружённым" глазом... Вероятно, открывая тему, Вы не совсем ясно представляли себе что же это такое, собственно, "шлиф", и для чего он предназначен. :)
« Последнее редактирование: 20 Января 2010, 16:06:17 от Cord »

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #12 : 20 Января 2010, 22:22:03 »
alexst Прошу прощения за иронию :)  Просто, когда спросили насколько долго идет процесс... вспомнил советские времена... Приходила Тетя с тетрадкой и секундомером, охала и ахала: "Какая пыль!, какой шум!, как это в подвале...!" И...срезала  расценки в следующем месяце... :o ;D

Оффлайн alexstАвтор темы

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
  • Карма: +0/-0
  • Днепропетровск
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #13 : 21 Января 2010, 10:30:19 »
Батька, да не за что.
Я отлично представлял, что именно есть шлиф и что предназначен он именно для микроскопии. Но понял, что начинать надо  именно с "некрупных полировок", наверное информации для этого уже достаточно. Теперь впору обзаводиться оборудованием.
В любом случае спасибо за поддержку.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #14 : 24 Января 2010, 21:54:15 »
Добавлю немного фоток для полноты картины. Так отрезают заготовку. Отрезной круг немного заглублен в столик, так образец не затягивает и диск меньше уводит:

«Резка» на Яндекс.Фотках
А это разновидности шлифов на бальзаме:

«Шлифы малые и большие» на Яндекс.Фотках
В последнее время делается много препаратов для микрозонда. Там шлиф клеится эпоксидной смолой, его толщина несколько толще петрографического (50 мкм), а вместо покровного стекла - тщательная полировка, как у аншлифа.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля

Оффлайн Сергей tooth51

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #16 : 15 Марта 2011, 13:05:44 »
Кто подскажет? есть станок (советского производства) для изготовления петрографических шлифов модель МЕ303.как на нем работать,нужна технология.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #17 : 15 Марта 2011, 22:54:33 »
... модель МЕ303
Марка ни о чем не говорит. Сейчас уж, наверное, никто не помнит, как что называлось.
Можно фотку станка сделать, хоть понять о чем речь идет?
Если это то, о чем я подумал (сам не работал, но мне рассказывали), то их повыкидывали чуть не сразу, из-за несоответствия заявленных возможностей и результатов на практике. На них можно было делать только одну операцию - сгонку(обдирку).

Оффлайн imv

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Карма: +3/-0
  • КМВ
    • Просмотр профиля
    • Шары из камня
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #18 : 16 Марта 2011, 11:09:44 »
Батька, с большим интересом посмотрел ваш фоторепортаж по этой теме! Спасибо!

Оффлайн dilemma

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #19 : 04 Апреля 2011, 18:53:08 »
Уважаемые форумчане!! знает ли кто, где можно заказать шлифы в количестве 20 штук. шлифы нужны в ученических целях для написания дипломного проекта.  если есть такая информация, поделитесь со мной, пожалуйста. можете писать на почту geodesty@rambler.ru

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #20 : 09 Июня 2012, 10:10:18 »
Несколько фотографий по теме.

«Микроскоп поляризационный» на Яндекс.Фотках
Старый добрый, с советских времен, служит до сих пор верой и правдой. Предназначен для исследования прозрачных шлифов горных пород и минералов в проходящем свете.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #21 : 09 Июня 2012, 10:16:42 »

« Микроскоп рудный» на Яндекс.Фотках
Рудные минералы непрозрачны, значит и смотреть на них нужно в отраженном свете. Для этого  к микроскопу добавлено осветительное устройство.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #22 : 09 Июня 2012, 10:26:52 »

«Микрозонд» на Яндекс.Фотках
Современное достижение науки и техники - Электронно-зондовый микроанализатор. Позволяет определить практически все химические элементы в минерале качественно и количественно не разрушая препарат. Достаточно всего 5мкм зернышка.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #23 : 09 Июня 2012, 10:35:44 »

«шашки и шлифы для микрозонда» на Яндекс.Фотках

Препараты могут быть и прозрачными и непрозрачными. Необходимые условия: поверхность должна быть плоской и тщательно полированной. Затем их покрывают тончайшим слоем углерода. При необходимости покрытие возможно удалить и использовать препарат как обычный шлиф или аншлиф. 

Оффлайн Николай Николаевич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #24 : 22 Апреля 2016, 11:58:21 »
Большую часть информации по изготовлению шлифов можно найти на сайте http://www.шлифы.рф Там же есть и видео по изготовлению с подробными объяснениями.

Оффлайн TimurK

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #25 : 14 Августа 2020, 11:29:06 »
А зачем для зонда делать шлиф 50 мм, если его всё равно шлиф придётся изучать на оптическом микроскопе, на просвет, на то он и шлиф? Если не нужно изучать на просвет - просто делать аншлиф или шашку. Пучок зонда пробивает 5-10 микрон, так что 30 микрон оптимально.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #26 : 14 Августа 2020, 21:12:33 »
А зачем для зонда делать шлиф 50мкм? ... Пучок зонда пробивает 5-10 микрон, так что 30 микрон оптимально.
Да, это верно. Следовало бы написать, скажем, "допустимо". Или что-то вроде этого. Предпочтение отдается, действительно , стандартным 30 мкм шлифам. И, да, сначала их все равно в оптике изучают. Но иногда, чтобы сохранить материал, приходится идти на компромисс. К примеру, невозможно бывает в тонком шлифе "удержать" слюду в выветрелой породе, или просто какая-то мелкозернистая порода начинает "сыпаться" при доводке и "съедать " самоё себя. Бывает, в общем. Если еще толще оставлять - там цвета пойдут второго порядка, ваще ниче не понять.

Оффлайн TimurK

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #27 : 14 Августа 2020, 21:21:01 »
Спасибо за мудрый ответ! Кстати, интересно, все ли эпоксидные смолы лучше приклеивают силикаты, чем металлы, в частности железо, или бывают такие, которые одинаково работают по ним? Можно, кстати, здесь делиться впечатлениями о разных смолах.

Оффлайн Батька

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 982
  • Карма: +2/-0
  • Гляди в оба!
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #28 : 15 Августа 2020, 14:42:13 »
Бывает, в общем.
Про человеческий фактор. Если при каких-то действиях возможно ускорение, то есть приближение во времени к конечному результату, в голове у исполнителя происходит естественное искажение понятий и "допустимое" становится "нормальным". Зачастую встречался с таким явлением, когда при изготовлении шашки, эпоксидка отрывается от  металлической обоймы и начинает в ней "болтаться" . Дальнейшая обработка вызывает определенные трудности. Выясняется, что шашку грели, чтобы было быстрее. Ладно, если еще не вскипела! Температурный коэффициент линейного расширения у эпоксидки, металлов, сульфидов и прочих материалов различен. В препарате, затвердевшем при высокой температуре, в нормальных условиях возникают напряжения, что потом может привести к разделению поверхностей. Тут уже никакая адгезия не поможет.
Со шлифами тоже следует поступать следующим образом: просушили/прогрели пластинку и стекло при 60 градусах, намазали обе части смолой, сняли. Теперь можно соединять и притирать от пузырьков остывающие детали и оставлять на свежем воздухе до полной полимеризации. Еще жидкая смола и приклеенные к ней минералы и стекло будут находиться в полном равновесии. 
Смачиваемость разных веществ, в частности железа и сульфидов а также измененных(выветрелых) минералов тоже причиняет головную боль. Размышлений по этому поводу нет. Гораздо больше волновал выбор смолы и отвердителя. Вывод один сделал: не следует брать фасованные компоненты в киосках. Как правило на этих коробочках нет сведений о веществе. Лучше купить на складах химреактивов на разлив и получить все соответствующие документы. После всяких экспериментов выбрал отечественные ЭД-20 и пэпа. Экономично, универсально, стабильно хорошие повторяемые результаты. Из трудностей было смешивание компонентов. В некоторых составах отвердитель оставался достаточно крупными каплями.
Кратко о процессе. Меряю медицинскими шприцами 20:3. Два кубика достаточно, успеваю выработать за полчаса, пока не загустела. Замешиваю на полиэтиленовой крышке, никаких картонок и фунтиков из бумаги. Отвердитель промешивается удовлетворительно, хотя требует тщательности. Если притирать стекло к препарату без фанатизма, мельчайшие капельки остаются в толще смолы и не размазываются по стеклу. Пусть вас не смущают пузырьки воздуха - они схлопнутся, оставшиеся легко удалить из-под стекла. Шлифуется хорошо. Через полчаса  зелье использовать не стоит. При необходимости замешиваю новую порцию в другой посуде. Ни в коем случае не добавляйте в старую. Потом крышки можно выгнуть и достаточно легко очистить для повторного использования.

Оффлайн TimurK

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Изготовление шлифов и аншлифов
« Ответ #29 : 15 Августа 2020, 23:02:33 »
Спасибо большое за Ваше мнение! Из моего опыта - некоторые смолы вообще не терпят не только прогрева, но и контакта с разогретыми поверхностями. Всё с ними надо делать при комнатной температуре, иначе они остаются эластичными после полимеризации. Я использую немецкие смолы Akepox, и говорю о некоторых из них. Наличие пузырьков зависит от того, какую конкретно по степени жидкости смолу применять. 5000 вроде лучше по пузырькам чем 1005, но я применяю для наклейки именно вторую. Сейчас очень хвалят эпоксидную смолу L, которая может применяться с разными отвердителями, но я её ещё не пробовал.
Лучшей в мире смолой для наклейки долгое время считался американский Hillquist, но говорят что некоторые новые партии её стали плохими, да и сложна она в применении.